Анатомия коррупции-3

Окончание. Начало в N 21, N 22.

"СТРАШНЫЕ масштабы коррупции в стране разрушают и без того слабое доверие населения к власти и государству" - таков один из самых тревожных выводов исследования "Коррупция в России", проведенного фондом "Информатика для демократии" (ИНДЕМ). "Мы испытываем ненависть к нашей государственной системе, которая ставит людей в такое положение" - таков наиболее частый ответ опрашиваемых.

"Купленная демократия"

   
   

НЕСПОСОБНОСТЬ, а часто и нежелание власти начать искоренять это зло приводят к выводу о том, что "демократия в России не работает".

Демократическая пресса, к примеру, в свое время много сил потратила на развенчание "советской демократии". Однако новые избранники по уровню политической развращенности превзошли своих бывших коммунистических коллег. Для них поистине нет ничего святого. По авторитетным оценкам, депутаты Государственной думы, входящие в ключевые комитеты, приставленные к дележу денег, получают в виде подкупа и взяток примерно по 300 тыс. баксов в год каждый.

В результате реальный доход иного "депутата-бессребреника" в 15-20 раз выше того, что он получает у кассового окошечка Госдумы. В Государственной думе уже сложился фактически легальный рынок коррупционных услуг. Наши народные избранники уже настолько привыкли к "лоббистским конвертам", что, не стесняясь, назовут вам свои расценки и по каждому голосованию, и по конкретному депутату. Например, стоимость внесения законопроекта на рассмотрение Государственной думой, в зависимости от его "финансовых последствий", стоит от 250 тыс. до миллиона "зеленых".

Соответственно ценятся и должности, которые "разводят" законопроекты. В период "коррупционного детства" проводка нужного человека на должность председателя профильного комитета стоила "всего" 30 000 долларов. Сегодня цена в десятки раз выше.

Но самые щедрые "зеленые дожди" проливаются во время принятия государственного бюджета. Пресса неоднократно писала о том, что политические решения принимаются в Кремле и затем "продавливаются" в Госдуме. На практике финансовые решения не продавливаются, а покупаются. В качестве примера в исследовании приводится случай списания долгов Украине за газ или решения о сохранении ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований).

Коррупция и политика

БЕДА в том, что подкупом депутатов занимаются и олигархические группировки. Каждая из них имеет на податливых избранников и госслужащих свое досье, свой компромат. И лоббизм Кремля часто проигрывает в схватке с ними.

Коррупция в сфере законодательной власти как в центре, так и (в особенности!) на местах приводит к коррозии самой сути демократических выборов. Зачем трудиться в поте лица, придумывать избирательные программы и платформы, создавать партии и объединения, когда значительно дешевле купить уже избранного депутата. И не важно, какие у него убеждения. Хорошо проплаченный коммунист будет голосовать за либеральный проект, а завзятый либерал - за госрегулирование.

Коррупция подтачивает и систему избрания глав администраций. Олигархическим структурам совершенно безразлично, кто победит на выборах. Они уверены, что с помощью компромата и подкупа они всегда смогут профинансировать нужное им решение. Вывод весьма печален: нынешним олигархам, которые в сущности и определяют тонус российской экономики, не нужна развитая демократия, им проще работать в нынешней системе олигархического полугосударственного капитализма.

Финансирование партий и демократических выборов стало "нерентабельным". В этом отношении ситуация с "укреплением демократии" существенно ухудшилась по сравнению с выборами в Государственную думу 1999 года. Жалкое существование, которое влачат наши партии, в том числе и пропрезидентские, - прямое следствие этой негативной тенденции. Коррозия демократии ведет к усилению авторитарных тенденций в российском обществе, поскольку, разуверившись и разочаровавшись в парламентаризме и демократии, население все больше уповает на честную руку президента. Отсюда и "подозрительная ненависть к власти", и одновременно доверчивая любовь к Владимиру Владимировичу.

Захват власти

ВЫЯВЛЕНЫ сферы экономики, из которых коррумпированные сети получают наиболее обильную "смазку". Это экспорт нефти и газа, металлов, электроэнергетика, железнодорожные перевозки, связь, северный завоз, оборонный заказ, продовольственное снабжение армии, оптовая торговля. Второй коррупционный эшелон - это производство и торговля водкой, бензином, мазутом, производство и распространение медикаментов. Как правило, в сети правоохранительных органов попадается лишь мелкая рыбешка. Крайне редки случаи возбуждения уголовных дел против крупных компаний. Дело, заведенное недавно на фармацевтическую компанию Брынцалова (производство фальсифицированных лекарств), является скорее исключением. Да и то неизвестно, доведут ли его до суда.

В регионах - свои собственные коррупционные сети и источники их финансирования. Их кошельков, как правило, не хватает, чтобы действовать на федеральном уровне. Но в ряде регионов именно коррупционные сети формируют политический и экономический климат. "Лидерами" являются регионы, где развиты рыбная отрасль (включая продажу икры), лесозаготовки и лесоторговля, добыча и обработка золота, алмазов, производство цветных металлов и алюминия, зерноторговля.

Имеются компании, которые фактически владеют одним из субъектов Федерации, полностью контролируют там результаты выборов, законодательный процесс, назначение высших региональных чиновников, держат на поводке органы милиции, суды. В силу понятной юридической предосторожности в докладе фонда ИНДЕМ конкретные компании не названы. Затаскают по судам! Но, по крайней мере, по одной компании дан серьезный намек. Эта компания имеет мощные офшорные структуры и принадлежит одному эмигранту, главарям двух преступных группировок и двоим очень известным бизнесменам. Вопрос к прокуратуре и ФСБ: догадайтесь, кто бы это мог быть?

Авторы исследования делают вывод о том, что в стране происходит коррупционный "захват государства". Чаще всего к такому захвату прибегают представители сырьевых отраслей и крупные монополисты. Масштабы "захвата власти" больше всего на муниципальном и региональном уровнях.

* * *

Вывод, который скорее всего сделает читатель "АиФ" из серии наших публикаций о коррупции, нетрудно предугадать: всех чиновников - на галеры, всех олигархов - в каталажку. А вот авторы исследования считают, что репрессивный подход к искоренению коррупции результатов не даст. Эффективнее - возмещение ущерба уже на стадии расследования уголовных дел. Немедленная "ампутация" системы сложившихся коррупционных отношений может вызвать экономический и социальный кризис. "Дело в том, что в условиях неразвитости экономического законодательства и незрелости российского рынка механизм коррупции дает возможность преодолевать чрезмерную зарегулированность экономики в России", - говорит руководитель фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. Если при существующей системе ограничений таможенники, например, перестанут брать взятки, то половина товаров просто не сможет пересечь границу, что приведет к серьезным сбоям в снабжении.

Так что коррупция в России - это не система взяток, а проблема неэффективности самой системы. Это не значит, что с коррупцией не нужно бороться. Мощная антикоррупционная кампания в Италии "Чистые руки" дала впечатляющий эффект. Нужна политическая воля.

Смотрите также: