Уроки "черного вторника"

   
   

После ужасного теракта в США 11 сентября в мире произошли серьезные изменения. Многие заговорили об "исламской угрозе человечеству". Повлияла ли новая расстановка политических сил на мировоззрение верующих? Не возникло ли враждебного отношения к исламу как религии?

И. С е р г е е в, Уфа

ОТВЕЧАЕТ митрополит Ташкентский и Среднеазиатский ВЛАДИМИР:

- РЕЛИГИЯ - дело небесное, политика - земное. Политические и националистические спекуляции на религии оскорбляют Бога, которого в православии именуют Вселюбящим, а в исламе - Милостивым и Милосердным.

Друзья по несчастью

"МУСУЛЬМАНЕ всегда были верными друзьями Российской державы. А из нашей собственной среды вышли предатели, безбожники, революционеры-изменники, поколебавшие устои русской жизни", - сказал в 1907 году замечательный православный подвижник архиепископ Туркестанский Димитрий (Абашидзе). Богоборческий режим большевиков обрушил одинаково свирепые гонения на обе религии. Есть множество примеров того, как православные и мусульмане укрывали друг друга от репрессий, рискуя жизнью. Противоестественно думать, что после семидесяти лет совместно перенесенных страданий кто-то из нас сам превратится в гонителя.

Дружественные отношения православия и ислама заложены в их вероучениях. Православные помнят завет Христа Спасителя о любви ко всем людям, а в Коране, главной книге мусульман, сказано: "Ты, несомненно, найдешь, что ближайшие по любви к мусульманам те, которые говорят: "Мы - христиане!" Это потому, что у них есть священники и монастыри и что они не превозносятся". Миф об "исламской угрозе всему человечеству" порожден западной пропагандой и коренится в ближневосточном конфликте. Злонамеренны ли сеятели неприязни к исламу или просто невежественны, но их деятельность враждебна России, где живут как православные, так и мусульманские народы. А сущность пропаганды в том, что на ислам возлагают ответственность за преступления тоталитарной секты ваххабитов.

Бен Ладен - не мусульманин

НА САМОМ деле ваххабиты дерзко попирают сами основы ислама. Террор чреват убийством невинных, а в Коране сказано: "Кто убьет человека без вины, тот как будто бы убил людей всех". Спрашивается, какое отношение к мусульманству имеет "террорист N 1", вождь международного ваххабизма Усама бен Ладен?

По сути, вся ваххабитская доктрина сводится к одному лозунгу: "Убей неверного". Ничего подобного нет и не может быть ни в Коране, ни в других классических мусульманских источниках. Более того, ваххабиты считают "неверными" всех приверженцев классического ислама, всех мусульман, которые не согласны с их сектой.

Наставники классического ислама один за другим становятся жертвами ваххабитского террора: убиты муфтии Дагестана и Таджикистана, двенадцать чеченских имамов.

В чем причина длящейся поныне трагедии Чечни? Еще в 1996 г. Конгресс мусульман Северного Кавказа призвал объявить ваххабизм вне закона и немедленно расформировать вооруженные группировки проваххабитского характера. Однако за "братьев-ваххабитов" вступились правозащитники из центра, заявившие, что запрет этой секты якобы нарушает принцип свободы совести. Московские "законники" самоуверенно решили, что разбираются в мусульманских делах лучше, чем сами мусульмане. Результаты этой "федеральной толерантности" известны: Хаттаб и Басаев, два ставленника бен Ладена, захватили власть в Чечне. Так терпимость к религиозному экстремизму сделала чеченский народ заложником бандитов и террористов, вызвала войну, привела к страданиям сотен тысяч людей. Надежду внушает то, что сейчас во главе Чечни стал просвещенный мусульманский лидер Ахмат-Хаджи Кадыров, который одним из первых распознал ваххабитскую угрозу.

Тщетны упования на то, что одним восстановлением экономики можно успокоить мятежный край. Экономика, безусловно, важна. Но разъяренного фанатика не остановить, протягивая ему кусок хлеба, - его может вразумить лишь голос религиозного наставника. Если российские власти этого не осознают, не сумеют организовать сотрудничество с мусульманским духовенством Чечни, эта республика еще долго будет оставаться кровоточащей язвой на теле России.

Американская роль

ЗАПАД представляет себя "лучшим другом мусульман" именно там, где удается спровоцировать конфликты между православными и мусульманскими народами: например, в Югославии и в Российской Федерации. При этом в качестве стратегического союзника Запад избрал "ваххабитский треугольник": Саудовскую Аравию - Пакистан - афганский Талибан. Даже после целого ряда терактов, учиненных бен Ладеном в западных странах, такая стратегия оставалась неизменной.

Планы талибского вторжения в Среднюю Азию с неминуемым вовлечением России в полномасштабную войну должны были обернуться православно-мусульманским взаимоистреблением. Этот сценарий западные стратеги разработали еще для тоталитарного СССР, а потом приспособили и для демократической России. Но сценаристы не учли одной простой истины: тот, кто привечает бандитов, подвергает опасности свой собственный дом.

Трагедия 11 сентября в США вызвала скорбь в сердцах и православных, и мусульман, людей доброй воли во всем мире. Но трудно забыть, что ваххабитский террор в Российской Федерации и в Таджикистане, в Югославии и в самом Афганистане длился годами, унося тысячи жизней мирных людей, и это на Западе сострадания не вызывало.

Хочется верить, что Запад поймет пагубность политики двойного стандарта и перестанет считать одних террористов плохими, а других - хорошими. Хочется верить королю Саудовской Аравии, когда он отмежевывается от крайностей ваххабизма. Хочется верить заявлениям пакистанского президента Мушаррафа о том, что он намерен покончить с терроризмом в своей стране. И очень хочется верить в новую расстановку политических сил - в реальную всемирную коалицию по борьбе с террористическим злом.

Западное сообщество далеко не однородно. Кроме антироссийских сил там немало деятелей, действительно желающих добра России. Стремление российских политиков к сотрудничеству с Западом более чем оправданно. Но нельзя забывать, что наши друзья на Востоке несравненно искреннее, а искренность западных партнеров пока ничем не доказана. Превращать Россию в сателлита американской политики было бы тягчайшей ошибкой, а позволить вовлечь ее в конфронтацию с мусульманским миром - настоящим преступлением против нашего Отечества.

Раскол по Волге и Уралу

НО ГОРАЗДО важнее проблем внешнеполитических внутренние язвы страны. Не секрет, что не только в Чечне, но и в других мусульманских регионах России на саудовские деньги созданы ваххабитские структуры. В материалах Российского института стратегических исследований описан план ваххабитов "расколоть Россию по Волге и Уралу", и там же отмечено, что у государственной власти до сих пор нет четкой методики борьбы с этой угрозой. Чтобы избежать новых трагедий, подобных чеченской, государству необходимо научиться сотрудничеству с деятелями классического ислама, с просвещенным мусульманским духовенством - только с его помощью мусульмане сумеют преодолеть ваххабитские извращения в своей среде.

Православие и ислам - разные религии. Мы по-разному представляем себе Бога и Царство Небесное. Ислам называют религией справедливости. Православие - религией любви. Глубинная сущность расхождений в том, какая из этих двух великих добродетелей должна главенствовать. Этот вопрос может быть разрешен только в вечности Божией. Но здесь, на земле, справедливости не о чем спорить с любовью. Обе религии одинаково проповедуют милосердие, миротворчество, нравственную чистоту, честность, созидательный труд на благо Отечества.

Смотрите также: