Примерное время чтения: 4 минуты
102

Равиль Гайнутдин: "Ждите в Дагестане продолжения Чечни"

С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ Совета муфтиев России Равилем ГАЙНУТДИНОМ беседует корреспондент "АиФ" Дмитрий МАКАРОВ.

-ПРЕЖДЕ ВСЕГО позвольте мне поздравить всех мусульман - читателей "АиФ" с великим праздником жертвоприношения Курбанбайрамом и пожелать им мира и благословения Аллаха. В этом году праздник отмечается с 7 по 9 апреля в конце ежегодного хаджа - паломничества мусульман в священные города Мекку и Медину.

В мечетях в эти дни совершаются праздничные моления, на которые мусульмане должны прийти в новых одеждах. Те из мусульман, кто имеет материальную возможность

совершить жертвоприношение в день Курбан-байрама, должны сделать это.

- Почему, по-вашему, есть фанатизм мусульманский, но нет, скажем, буддийского или христианского?

- Это не так. В Индии, например, совершают теракты буддисты, а в Ирландии - христиане. Но говорят только о мусульманском фанатизме. Действительно, и в Алжире, и в Чечне есть проявления религиозного экстремизма. Но фанатизм - это реакция бедных на социальную несправедливость. В богатых

исламских странах, живущих в условиях политической стабильности, проблем с экстремизмом нет.

То, что произошло в Чечне, - следствие социальной необустроенности. Огромное число людей и в советское время не имели работы, а если говорить о духовной сфере, то на всей территории республики не было ни одной мечети. В социальном, культурном и религиозном плане это была самая неразвитая российская автономия. Такая же ситуация, как и накануне чеченской войны,

сложилась сейчас и в Дагестане.

- Означают ли ваши слова то, что вы защищаете религиозный фанатизм?

- Объяснить то или иное явление не значит защищать его, а тем более поддерживать. Должен сказать, что у нас есть, к сожалению, некоторые движения, использующие ислам в достижении своих политических и даже корыстных целей. Это они дают повод обвинять ислам в экстремизме.

- Кого конкретно вы имеете в виду?

- Прежде всего ваххабитов. Это движение, борющееся

якобы за чистоту ислама, на самом деле выступает за возврат к нормам, существовавшим в средневековье. Ваххабиты не терпят демократии и инакомыслия в исламе и откровенно враждебны к другим религиям. Они пытаются насильственными методами свергнуть власть, если эта власть в чем-либо расходится с ними.

В России, где мусульмане веками жили в мире и согласии с христианами, сохраняя дружбу между народами, ваххабизм практически не получил распространения.

Исключением являются Чечня и Дагестан.

- В чем, по-вашему, допускается несправедливость в отношении мусульман?

- В том, что до сих пор в Российской армии нет ни одного исламского священнослужителя, ни одного молельного помещения. Хотя татарские, башкирские, дагестанские юноши исправно служат в ее рядах. Но их права как верующих не защищены.

- Недавно в Москве разразился скандал в связи с тем, что телеканал НТВ продемонстрировал фильм Скорсезе "Последнее

искушение Христа". Православная Церковь осудила этот показ. Как вы относитесь к этому фильму и к тому, что он был столь резко осужден?

- Начну с того, что акцией НТВ были возмущены не только христиане, но и мусульмане. Почитаемый в исламе как пророк Иисус был показан в фильме с недопустимыми историческими и духовными искажениями.

С оскорблением религии можно и нужно бороться. Жаль, что государство не обратило на это никакого внимания...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно