Сергей Бодров-младший. Война с самим собой

   
   

С МОМЕНТА выхода на экраны "Брата" и "Брата-2" прошло много лет, а народ все равно спорит до хрипоты - можно ли было в сегодняшней России снимать ТАКОЕ кино и можно ли было Сергею Бодрову, мальчику из приличной режиссерской семьи, соглашаться на ТАКУЮ роль?

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ Бодров-младший - персонаж модный и коммерчески успешный. "Под него" дают деньги, на него ходят в кино. "Брат-2" принес в прокате 1,5 миллиона долларов (больше смог собрать только "Сибирский цирюльник" Михалкова). Вот и сейчас он только что вернулся из экспедиции на Кавказ, где выбирал натуру для съемок своего нового фильма.

Большой и малый джихад

- ЧТО, опять про чеченскую войну будете снимать?

- Нет, это современная история о людях, которые придумали себе очень сложные правила игры и живут по ним. Все, что с ними происходит, подчинено некоему высокому смыслу.

- И смысл этот в...

- В том, чтобы (глубоко задумывается)... Чтобы жить правильно.

- А как это?

- Не нарушать данное слово, не обманывать, делать то, что должен делать. Собственно, этого достаточно. А войны там не будет, хотя... Как говорят, есть большой и малый джихад. Малый джихад - война с внешним врагом, большой джихад - с самим собой. И эта война с самим собой почти всегда присутствует в нашей жизни - иногда она затихает, иногда боевые действия активизируются.

Вот сейчас говорят: бандиты, война, стрельба - сколько можно! Но тому, кто пишет, и тому, кто снимает, всегда интересны именно пограничные состояния человека: состояние между жизнью и смертью, выбор между достойным поступком и предательством. А такое пограничное состояние возможно прежде всего именно на войне. Хотя, конечно, элемент усталости есть. Если часто стрелять, то в конце концов оглохнешь.

- Режиссер, снимая фильм, задумывается над тем, будет ли он интересен зрителю?

- У меня лично такой проблемы нет. Мне кажется, найдется достаточное количество людей, которым интересно то же, что и мне.

- И что это?

- Кино про людей. Про достойных людей. Если взять последние нашумевшие западные фильмы, получается, что все они - так или иначе - рассказывают про болезнь. Я уж не беру "Пианистку" и им подобные, но тот же "Бойцовский клуб". Мы - крутые мужики, мы умеем драться, а сами в детстве ни разу во дворе не подрались. Даже в этом кино про крутых мужиков присутствует какая-то фрейдистская заморочка, какое-то внутреннее болезненное состояние.

- С чего это западных режиссеров на патологию тянет?

- В западной жизни внешне все хорошо, а хочется-то пограничных состояний, чего-то, где сущность человека проявляется. Вот костер, вот рядом с ним стоит голый человек, в руке у него - дубина, и - мир вокруг. Как это было в Начале начал. Хочется первобытности какой-то, естественных чувств, естественных страхов и радостей. Но в этот мир, в это первобытное состояние вернуться уже невозможно, единственный путь - идти туда, в глубь сознания, где еще остались тайны. Но эти тайны часто оборачиваются клиникой.

Нам в этом плане больше повезло - у нас жизнь острее. У нас и правила игры более простые и естественные: если ты сделал что-то не то, можешь за это ответить. И в отношениях между людьми меньше условностей, меньше фальшивых улыбок, зато больше опасностей, риска, страха, больше естественных радостей.

- А кто они - те достойные люди, которые вам интересны?

- Кто угодно. Может быть, мент, может быть, бандит или врач. Мне кажется, что дружба мента и бандита на сегодняшний день - абсолютно естественное явление. Если оба они - абсолютно нормальные люди, то и тот и другой хотят одного: чтобы люди вокруг жили хорошо, чтобы был некий мир и покой. Вот и все. У одного - одни рычаги в достижении этого, у другого - другие, но мораль - одна.

Убить паука

- ОДНАКО каким бы достойным человеком ни был "брат" Данила Багров, но уж больно националистическим фильм получился.

- Когда какой-нибудь оппонент говорит мне: ну как же так, "Брат" - и первый, и второй - это не покаяние, не рефлексия, это вообще не в традициях русской литературы - убивать и не покаяться, вот Раскольников убил, но покаялся, - я отвечаю: представьте себе картину - первобытный мир, костер, сидят у костра люди, они еще толком говорить не научились, а кругом - хаос, тигры саблезубые ходят. И вот один встает и говорит: "Отныне будет так: мы будем защищать своих женщин, свои жилища, своих братьев. И это будет наш первый закон". Это слова первого закона, произнесенные в мире, где вообще законов никаких не существовало. Потом, через тысячи лет, эти люди обретут Христа, покаются и прочее. И то, что было сказано в "Брате" в 1996 году, это и были слова такого первого закона, сказанные в мире, где не действовали не то что законы - даже понятия: ни бандитские, ни пацанские, ни политические, ни моральные. Вот и все.

Ответственность заключается не в том, чтобы оценивать, моральные поступки совершает твой герой или аморальные, а в том, чтобы потом не отказываться от того, что ты сделал. Отстаивать то, что тебе дорого. И ответственность я чувствую не перед журналистами московскими, а перед ребятами, которые из Чечни вернулись и руку мне жали: "Верно!" Это - да, это ответственность!

А когда мне говорят, что после этого фильма 15-летние возьмут в руки обрезы, я отвечаю, что тогда и фильм "Бэтмен" не надо показывать: кто-нибудь плащ нацепит и с крыши высотки сиганет! Не для умственно отсталых же кино делается!

- А "Последний герой"? Там как быть с ответственностью? Сидят умные ребята, придумывают сценарий, стравливают между собой десяток подопытных смельчаков, миллионы зрителей принимают это все за чистую монету.

- В "Последнем герое" цинизма было гораздо меньше, чем в реальной жизни или в подавляющем большинстве других телепередач. Цинизм там, где обманывают. А мы никого не обманывали. Это был эксперимент, открытый для всех, с четкими правилами игры. Хотите попробовать себя - участвуйте. Но знайте, может получиться так, что к Новому году вся страна узнает: вы - полный подлец.

- И это не цинично - превращать людей в пауков в банке?

- Шоу "пауков в банке" устраивать бесчеловечно, но если человек хочет быть пауком, он им будет и в реальной жизни. А если человек не паук, то он им никогда и не будет. Вот и найди в себе паука и уничтожь его, если еще не поздно. Ты смотришь и сам себе задаешь вопрос: а как бы ты поступил на их месте? И открываются вдруг бездны человеческого падения или вершины духа. Хотя в жизни есть масса других способов себя испытать - совершенно не обязательно делать это с помощью телевидения.

- Например?

- Да просто начни делать какое-нибудь дело. Начни свою мечту осуществлять - и ты поймешь, способен ты на это или не способен.

Бизнес для чудаков

- ПОСЛЕ такого успеха "Брата" вы должны были бы стать миллионером.

- Это русский проект, значит, и деньги получаются совсем другие. У нас - как в Индии или в Китае. В Индии же существует огромная киноиндустрия с безумно популярными актерами, которые совершенно не известны в остальном мире.

- Я не про славу - я про деньги. Сколько лет можно прожить на гонорар?

- Лет?! Да нисколько! Здесь другие правила игры. Если на "Брате-2" удалось что-то заработать, то эти деньги пошли на производство других фильмов, а не мне на кадиллаки. Процент с проката я не получаю. Если есть лишние деньги, хорошо. Нет их - то никто ни у кого не требует. В кино, как правило, не задерживаются люди, которые пришли денег заработать. Просто потому, что вы их здесь не заработаете, - лучше заниматься телевидением, рекламой. В кино работают люди, которым это интересно. Получается такой бизнес для чудаков.

- Но надо кормить семью, растить дочь.

- Конечно, кино что-то приносит - хватает на бензин, на сигареты, на еду. Но шикарной жизни я не веду. Можно, конечно, сняться в рекламе, но я не хочу этого делать и не буду. Я просто верю, что рано или поздно все наладится. Сейчас снимаю вторую картину. Если будут за это платить больше - хорошо. Не будут - ну и ладно. Ты же в жизни всегда выбираешь между любимым делом и зарабатыванием денег. Я выбираю дело.

Анекдот в тему:

Сергей Бодров-мл. после фильмов "Брат", "Брат-2", "Сестры" приступил к съемкам новой кинокартины с рабочим названием "Мать их".

Смотрите также: