ГОША КУЦЕНКО - человек-комета, сегодня - здесь, завтра - там. В его жизни миллионы проектов - от съемок в кино до создания музыкальной группы. А сейчас к нему непременно прилипнет прозвище Антикиллер. В этом фильме Куценко играет оперуполномоченного.
- Твоя последняя работа - фильм Егора Кончаловского "Антикиллер", и, как я понимаю, ты делаешь большую ставку на эту картину, почему?
- Потому что это хорошая работа. Качественная. Много в нее вложено: материала, сути, меня. Мне хотелось, чтобы "Антикиллер" был понят. Он ведь непростой, этот фильм. Да, боевик, да, жесткий, но сколько там доброты. Доброты, которая вынуждена выживать в жестоком мире.
- Ты попробовал себя и в театре, и в кино. Что больше привлекает?
- Театр - это профессия, тяжелый труд, навык, ремесло. В театре существует атмосферная зависимость друг от друга. Театр - это не шоу-бизнес. Кино же - скорее бизнес. В кино ты торгуешься, продаешь, покупаешь - это биржа. И сказать, что мне больше нравится: театр или кино - язык не поворачивается. Театр - одно, кино - другое, по крайней мере, очередность такая. В кино дубли, дубли, дубли.
- Ты состоишь сейчас в труппе какого-нибудь театра?
- Нет. Лет 10 никому не принадлежу. Я - свой собственный актер. Позже обязательно пойду работать в театр. Нужно пройти определенный путь. В нем существуют свои законы, к которым не успел привыкнуть. В моем возрасте люди уже получают звания артистов. Но у меня до сих пор не было каких-то выдающихся театральных работ...
- Большинство твоих ролей в кино однотипны: ты - бандит. Неужели и в жизни такой же?
- Ну какой же я бандит? У меня никогда не было желания что-то у кого-то отбирать. Помню, после премьеры фильма "Мама, не горюй!" ко мне подошли два то ли критика, то ли те, кого критикуют, и спросили: "Молодой человек, картина достаточно интересная, скажите, а вы актер или просто так естественно существовали?" Тогда и не знал, как ответить, да и вообще как к этому относиться. А сейчас тем более не знаю.
- Не боишься, что зритель теперь не воспримет тебя в роли, например, героя-любовника?
- Перевоплощусь. Я бывал в жизни любовником и понимаю, как это примерно устроено. Сейчас вспоминаю, почему захотел быть актером. Потому что хотел быть врачом, боксером, космонавтом, в том числе любовником... Хотел всего и всех сразу. Сейчас выходит достаточно картин с моим участием и соучастием. У Ильи Хотиненко в фильме "Золотой век" играю принца Уэльского, в картине Саши Шейна "Смеситель" - гея, в "Антикиллере" Егора Кончаловского - оперуполномоченного, а в "Одиночестве крови" Романа Прыгунова - ученого-мутанта-коммерсанта... В общем, мечты реализуются. В том числе и латентные...
- Что для тебя главное в отношениях с людьми?
- Ладность. Хочется иметь отношения с добрыми порядочными людьми и не хочется терять время на разочарования. Приятное общение - это когда оправдывается работа твоей интуиции. В этом смысле я свободен: для тех, кто мне неприятен, меня нет или почти нет. Странно, но у меня, например, очень мало друзей-актеров. Несмотря на то что и сам такой же. Актер. Видимо, это шлейфы потуг - быть независимым. Вообще мне легче отказаться, чем зависеть, в том числе и от себя. Отношения - это не сфера обслуживания, ты не должен думать, как и с кем дружить.
- А что касается семейных отношений, это тоже зависимость и еще какая. Ведь семье надо уделять время.
- Когда люди не по-детски соединяются, тогда их отношения перерастают в предприятие совместное. Может, я не предприниматель, поэтому мне пока не удалось правильно расставить акценты. Нужно понимать, что семья - это источник удовольствий. Понятно, что все приходят из одиночества и возвращаются, видимо, в те же края... Очень может быть, что жизнь дана для того, чтобы постичь великий кайф соединения с одиночеством. Кто знает... Но когда твоей душе тоскливо в своем теле, она уходит к любимому человеку. А его - приходит погостить к тебе. Мне кажется, таким образом люди спасаются от многих страхов. Это одна из проекций Любви. Очень тяжело бороться в одиночку. Я за союз. Духовный. Сексуальный. И секс нужен для того, чтобы свое тело тоже как-то заинтересовывать. Прозаический Фрейд плюс поэтическая душа есть человеческая гармония. А расставаясь с любимыми, нужно понимать одно: нельзя винить человека за то, что он не такой, каким бы ты хотел его видеть. Обидно, что понимать простые вещи начинаешь достаточно поздно. Но так устроен мир. Абсолютное счастье гостит в нашем детстве, нашей молодости. Ну и в глубокой старости, разумеется.
- Как ты думаешь, что нужно современной молодежи?
- Молодым нужно жить и понимать, что у них не самое ужасное положение. Им нельзя быть агрессивными, потому что агрессия в юном возрасте - самая большая глупость. Надо постараться забыть, хотя бы на несколько дней в неделю, о нецензурных поступках, выражениях. Отсюда сразу возникнет потребность вспоминать человеческие слова и дела. Познавать мир в агрессии нельзя. Очевидно, что всем тяжело живется. Надо учиться искать радость, будить свои таланты, но не внутри себя, за счет повышения внутричерепного давления и искусственной выработки ощущения кайфа. Брать кредиты у природы и своего здоровья нельзя. Порой эти кредиты приходится скоропостижно возвращать.