Охотники за скрипкой Страдивари

   
   

НА ДНЯХ в Санкт-Петербурге в городском суде начался процесс по делу банды, занимавшейся грабежами антикварных салонов и ювелирных магазинов. Самый громкий эпизод в деле - вооруженный налет на Русский музей в апреле 1999 года. Тогда преступники вынесли из музея известную картину Василия Перова "Гитарист-бобыль" и эскиз к "Тройке". В октябре того же года картины были обнаружены в камере хранения Варшавского вокзала Петербурга и возвращены музею. Вскоре задержали и шестерых преступников, студентов питерских вузов.

ПО СТАТИСТИКЕ МВД, в год в России находят только 25% из ранее украденных культурных и исторических ценностей. Существует единственный способ найти исчезнувшую вещь: контролировать художественный рынок. Если похищенный предмет не всплывет для продажи, обнаружить его практически невозможно. Правда, в случае с картинами из Русского музея преступники сами вышли на оперативников антикварного отдела питерского угрозыска: украденное (страховочная стоимость полотен - свыше 1,2 млн. долларов) невозможно было сбыть из-за известности и ценности. Похитители рассчитывали, что, получив картины, милиционеры оставят в покое их самих.

Ценности на заказ

ПОХОЖАЯ история случилась в 1996 году, когда из Музея музыкальной культуры им. Глинки в Москве были украдены скрипки Страдивари и Штайнера на общую сумму в 2,3 млн. долларов. Похитители, бывшие выпускники военного училища Яков Григорьев и Игорь Шайдуров, вскоре позвонили в музей и предложили руководству выкупить украденные скрипки. Сделка сорвалась. На след преступников вышли через полгода, после того как они вынесли из Исторической библиотеки около 250 раритетных изданий, среди которых первопечатный "Апостол" Ивана Федорова. Одного из воров задержали в букинистическом магазине при попытке продажи книг, а второго поймали на границе с Абхазией, где тот пытался сбыть скрипку Страдивари.

22 марта 2001 года средь бела дня из Эрмитажа было украдено полотно французского художника Жана Леона Жерома "Бассейн в гареме". Вполне возможно, что картина была кем-то заказана: специалисты говорят, что основными покупателями произведений француза Жерома являются американские любители искусства.

По словам сотрудников Минкульта России, 10% краж антиквариата - заказные, и половина этих заказов приходит из-за границы. Иностранцы рассчитывают заполучить, как правило, произведения западных художников, русский авангард начала XX века, уникальные русские иконы XVII-XVIII веков, ювелирные украшения и военный раритет. Как рассказал корреспонденту "АиФ" известный питерский коллекционер, среди старой гвардии российских антикваров подобные заказы не практикуются. А вот новые русские стремятся собрать свои коллекции быстро и любым путем. Оперативники антикварного отдела ГУУРа рассказывают, что в цепочке "вор - посредник - перекупщик - перевозчик - заказчик" можно отследить и задержать только два-три звена. Заказчик почти всегда остается неизвестным.

Золотая табакерка Наполеона

У СОТРУДНИКОВ антикварных отделов угрозыска работы хватит на много лет вперед. Сегодня в 2500 музеях России хранится свыше 100 миллионов памятников материальной и духовной культуры. Более чем в 20 тысячах храмов и монастырей размещены ценные произведения древнерусской живописи и прикладного искусства. Все это добро практически открыто для преступников: только треть всех российских объектов культуры контролируют подразделения вневедомственной охраны. Как утверждает сотрудник ГУУРа Сергей Андреев, о пропаже многих произведений искусства мы пока просто не знаем. Возможно, что проверка архивов и запасников российских музеев выявит исчезновение огромного количества работ. По мнению Андреева, многие ценности просто похищены, другие заменены подделками. Но для проведения необходимой ревизии у Минкульта нет средств.

Разумеется, произведения искусств воруют не только в России. Недавно в Швейцарии 4 года тюремного заключения получил любитель-антиквар из Эльзаса. Свою коллекцию он собрал из предметов, лично украденных из европейских музеев, церквей, замков и художественных галерей. Среди экспонатов у него обнаружили золотую табакерку Наполеона и шпагу одного из фаворитов Людовика XIII, Гаспара Стокальпера.

Еще один потрясающий случай произошел в нью-йоркском Метрополитен-музее. В воскресный день журналист местной газеты зашел в музей, вырезал из рамы полотно и вынес его из помещения на спине под плащом. Сдав картину в ближайший полицейский участок, журналист отправился писать репортаж, обрадовавший воров и повергший в отчаяние сотрудников музеев по всему миру.

Смотрите также: