Властью велено делиться

   
   

НА ПРОШЛОЙ неделе Госдума приняла в первом чтении президентский пакет законопроектов об организации госвласти в регионах и о местном самоуправлении.

В РЕЗУЛЬТАТЕ власть должна строго разделиться на уровни - федеральный, региональный и муниципальный - и поделить между собой функции и полномочия. По словам заместителя руководителя президентской администрации Д. Козака, основного идеолога и автора этих законопроектов, "каждый чиновник - от федерального до муниципального - будет четко знать круг своих обязанностей, за неисполнение которых помимо политической ответственности законопроектами предусмотрена юридическая".

Накануне голосования в Госдуме общественная организация "Открытая Россия" совместно с Фондом развития парламентаризма в России также провела экспертное обсуждение этих законов. Представители Совета Федерации, Госдумы, Минэкономразвития, Минфина, Конституционного суда, Института государства и права РАН, Московской государственной юридической академии обсуждали проблемы местного самоуправления и федерализма в России.

Участники дискуссии были едины: президентский пакет законопроектов об организации госвласти в регионах и о местном самоуправлении позволит жителям регионов контролировать работу чиновников и следить за тем, как расходуются и на что идут деньги налогоплательщиков. Как заметил участвовавший в дискуссии Л. Рокецкий, 1-й зампред Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, "это переворот в сознании всех граждан, а не только чиновников и начальников".

Представитель Центра фискальной политики В. Черников сказал, что предусмотренное в законе положение о назначении на должность главы местной администрации по контракту "снимает с местного самоуправления проблему непрофессионализма".

Однако многие говорили и о пробелах, которые есть в законопроекте о местном самоуправлении. В частности, недооценке особого статуса таких городов, как Москва и Петербург, а также о том, что новый закон заставляет менять систему местного самоуправления, которая уже сложилась в ряде регионов РФ.

Некоторые участники дискуссии высказывались за то, что закон о местном самоуправлении нельзя рассматривать без внесения поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы, поскольку он меняет саму схему межбюджетных отношений в стране.

"В законе говорится о том, что государство не может сбрасывать вниз полномочия без средств на их выполнение, что необходимо налоги на имущество, на землю, часть подоходного налога и другие закрепить за муниципалитетами, как это сделано во всем мире. А сегодня в бюджетах городов и сел лишь 10% собственных доходов! Все остальное - отчисления от федеральных налогов и субвенций, дотации... Реформа должна поменять эту несправедливую ситуацию. Но только после того, как будут приняты соответствующие поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы. А они - на стадии разработки", - заметил по этому поводу В. Мокрый, председатель Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления.

А по итогам экспертного обсуждения организаторы "круглого стола" направили в Госдуму свои предложения по совершенствованию проекта Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Смотрите также: