Урезанная "А. Каренина"

   
   

ТРИ года назад существовало 738 учебников, официально одобренных и реализованных Министерством образования. Их выпускали 29 издательств. В прошлом учебном году названий было уже 1190 и 55 издательств. Многообразие - это всегда хорошо, главное, чтобы качество не страдало. Корреспонденты "АиФ" решили посмотреть, чему сегодня учатся наши дети...

Исторический экскурс

УЧЕБНИКИ бывают двух видов: рекомендованные Минобразования и допущенные им же. Как нам объяснили в книжном магазине, "рекомендация", равносильная приказу. Для 6-7-го класса рекомендован двухтомный учебник А. Преображенского и Б. Рыбакова "История Отечества". Он мало чем отличается от тех, по которым учились почти 30 лет назад. Пересказывается, например, все та же леденящая душу история, как после битвы на Калке монголы "бросили русских князей на землю, а сверху положили доски, на которые уселись пировать". И ни слова о том, что до этого те самые князья повелели убить в своих уделах монгольских послов, что даже по средневековым понятиям было нехорошо.

Или вот история Ледового побоища, написанная, похоже, на основании фильма Эйзенштейна. Ну сколько можно пересказывать байку о том, что на Чудском озере "погибло до 400 рыцарей"? Во всем Ливонском ордене их было человек 100. Сам Александр Невский, который "стал для потомков ярким примером патриотизма", со страниц учебника говорит почти что словами "Брата-2": "Не в силе Бог, а в правде". Видать, рано еще ученикам 6-го класса знать, что Александр Ярославич, было дело, предал собственного брата, привел на Русь монгольское войско - и все, чтобы сесть на княжение во Владимире.

Правда, в современных учебниках в корне пересмотрели роль Ивана Грозного. Более сдержанная "История Отечества" пишет, что "опричнина причинила огромный вред стране", а "История России" Е. Пчелова называет террор тех лет "беспределом".

Раньше самыми врущими учебниками были книги по истории СССР. Нынешние - пожалуй, честнее. Вот учебник И. Долуцкого "Отечественная история. ХХ век" в двух частях для 11-12-х классов. Если речь заходит о советской культуре, цитируются и тогдашний партийный идеолог М. Суслов, и тогдашний диссидент А. Галич - выбирай на вкус! Учебник построен на каком-то новом для нашего образования принципе: автор постоянно как бы советуется с читателем, просит его высказать собственное, а не общепринятое мнение по тому или иному вопросу. Наверное, это и означает - думать.

Плач Ярославны

КАК сейчас помню: до экзамена по литературе - час. На подоконнике сидит девушка, вокруг нее - толпа. "Она, не будь дура, от мужа ушла", - говорит девушка. "А он?" - выдыхает толпа. "Он говорит: детей только оставь, а сама вали куда хочешь".

"А она?" - "А она и свалила. К Вронскому. Он сначала рад был, а потом тоже уже уставать от нее начал".

Это пересказ "Анны Карениной".

Рынок делает свое дело. Раньше ученики пересказывали друг другу книги в коридорах. Теперь есть пособие И. Родина и Т. Пименовой: "Все произведения школьной программы в кратком изложении" для 9-го класса за 2001 год. На 450 страницах кратко излагаются Ломоносов, Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, Шиллер, Мольер.

Пересказ "Слова о полку Игореве" занимает ровно 1,5 страницы. Выглядит это примерно так: "Начинается произведение зачином. Боян "растекался белкой по древу, то есть давал волю фантазии (поясняет автор. - Ред.). Дурные предзнаменования множатся: кричат птицы, ревут звери. Святославу снится худой сон, Ярославна плачет в Путивле. Игорь в плену, он бежит. Заканчивает автор здравицей".

Про "Разбойников" Шиллера авторы рассказывают на современном, "адаптированном" языке: "Франц крайне недоволен живучестью отца", "Франц не оставляет Амалию своими домогательствами".

Или взять учебник литературы за 6-й класс О. Хреновой и М. Снежневской. Первая глава посвящена былинам. Авторы употребляют выражения "устные народные творчества", "сказители умели строить былинный стих" и т. д. А в конце, как закрепление материала, предлагается вопрос: что значит слово "богатырь"?

А вот так авторы рассказывают про Пушкина: "В это же время над головою поэта нависли нешуточные грозовые тучи". Видимо, Александру Сергеевичу было в этот момент не до шуток...

Смотрите также: