Введён новый принцип экспертизы учебников: теперь для получения грифа "Одобрено Минобразования" книжки должны проходить оценку специалистами из Академии наук и Академии образования. Мы решили посмотреть, достаточно ли этого, чтобы выгрести весь мусор из школьной литературы.
Пособия по сексу и мату
ЗА ПОСЛЕДНЕЕ время детские пособия шокировали даже самых стойких из нас. Пример из учебника по немецкому языку для 10-х классов, в котором детям на полном серьёзе предлагается перевести фразу: "Мне 14 лет, я поссорилась с родителями и ушла жить к сирийцу", стал анекдотом. Таких же свободных нравов и авторы учебника по ОБЖ для 7-го класса (С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков) - в разделе, повествующем о половом созревании, они рассказывают детям об эротике и эрогенных зонах (фото 1). В конце главы предложены вопросы для проверки, усвоен ли материал. "Эротика - что это?" - допытываются авторы. Остаётся лишь гадать, что сможет 12-летний ребёнок ответить на этот вопрос. И как эта тема относится к предмету "Основы безопасности жизнедеятельности". Между тем о заболеваниях, передающихся половым путём, в учебнике не сказано ни слова.
Отличаются оригинальностью взглядов и пособия по географии - они то и дело забывают включить в состав России остров Сахалин, Курильские острова или Калининградскую область. Некоторым не под силу даже достоверно изобразить глобус - Евразию и Африку составители учебника по естествознанию для 5-го класса... поменяли местами (фото 2). Подумаешь, какая мелочь! Учебники по химии призывают детей проводить опыты, запрещённые правилами безопасности, а учебники по физике иногда дезинформируют. Так, средняя скорость автомобиля "Жигули", по мнению А. В. Пёрышкина, - 60 м/с, то есть 216 км/ч, о чём он и сообщает семиклассникам (фото 3).
Наплевательское отношение производителей подчас кажется издевательством. Недавно на аудиокассетах, идущих в комплекте с учебниками английского одного уважаемого издательства, вместо диалогов носителей языка первоклассники услышали... отборную матерную речь рабочих. Кроме того, "проблемные учебники", по словам учителей, - это такие, в которых темы изложены слишком сложно или, напротив, упрощённо, плохо подобраны примеры и задачи или сделаны ошибки в ответах (это вносит путаницу в процесс обучения). Вот и получается, что 80% всех школьных учебников (а именно такую цифру озвучил министр образования Фурсенко) действительно непригодны.
Плати за опечатки!
"УЧЕБНИКИ для московских школьников оплачиваются из городского бюджета, - напоминает Евгений Бунимович, депутат МГД, - а это значит, что мы можем и должны ставить издательствам очень высокие требования. Нужно создать такую ситуацию, в которой для издательства будет важна репутация и оно не сможет позволить печатать плохие вещи. Во Франции, например, нет никаких экспертных советов, вся система построена на собственной репутации издательств, которые знают: если в их учебниках обнаружат опечатки, книги больше никто не закажет. Кроме того, можно потребовать с издателей выпускать не отдельный учебник для одного класса, а последовательные линии пособий, скажем, с 5-го по 9-й, а то и с 1-го по 11-й классы. И, кроме того, обязательно в учебном комплекте должна быть книга для учителя, методические пособия, может быть, даже пособия для родителей - так принято во всём мире".
Всем понятно, что выпуск школьных пособий - очень прибыльный бизнес. У издателя имеется гарантия, что миллионный тираж его книги раскупят. Поэтому сегодня в эту нишу устремилось такое громадное количество людей. Мы считаем, что за ошибки их нужно наказывать рублём - штрафовать "опечатавшиеся" издательства, а также те, которые позволяют себе издавать авторов-непрофессионалов. Кроме того, можно было бы лишать права работать опозорившиеся издательства. Целесообразно допустить до экспертизы учебников учителей - в конце концов, эти люди непосредственно сталкиваются с "учебной глупостью". Или хотя бы выслушивать их мнения - создать орган при Департаменте образования, в который каждый из них сможет обратиться с жалобой, и его мнение будет учтено.
Причём браться нужно не только за учебные пособия, значащиеся в федеральном списке Минобразования, но и за "самиздат" - всевозможные брошюры, краткие изложения и пр. Ведь их необразованные авторы, не чувствуя никакого контроля, позволяют себе называть Лермонтова Александром Сергеевичем и делать прочие грубейшие ошибки. По ним тоже учатся дети (используют их внеклассно или дополнительно), и им не объяснишь, почему взрослые пишут полную ахинею.
Смотрите также: