100

Грабли для детей

Итак, скоро в наших школах станет меньше детей: демография... И Министерство образования обеспокоено тем, что ему урежут ассигнования. Новая реформа образования - наиболее простой и перспективный вариант "выбить ассигнования", а что при этом окончательно угробят не только школу, но и страну, - никого не волнует. Кроме нас - людей, живущих в этой стране, чьи дети учатся в этой школе и на чьи деньги эта школа содержится.

У нас появилась уникальная возможность - сделать нормальную школу, где в классах будет не по 30-35 человек, а по 15, где преподаватели не будут смотреть на учеников, как солдат на вошь, а школьники не будут считать педагогов самодурами и тиранами. Ведь всем психологам и педагогам известно, что в группах до 15 человек ученики с учителем работают как единый дружный коллектив под руководством лидера, а если количество учеников в классе приближается к 30, - возникает противодействие, ученики и учитель воспринимают друг друга как врагов. В маленьком классе учитель сможет полностью контролировать ситуацию, он сможет практически с каждым учеником работать персонально, будет знать его сильные и слабые стороны и будет помогать ему развиваться.

И надо всего-то: оставьте министерству прежние ассигнования, а учителям - прежнюю зарплату за работу с классом из 15, а не из 30 человек. А если денежки лишние останутся, прикупите компьютеров для занятий информатикой, ведь мы безнадежно отстаем от всего мира! И детям не придется сидеть вечерами над домашними заданиями, разбираясь в том, что не смог объяснить учитель в школе, а нам - родителям - не придется платить за курсы и репетиторство. И даже, может быть, в школе будут не только давать знания, но и учить думать и хоть немножко воспитывать. И у нас появится шанс лет через двадцать - тридцать перестать быть страной дураков.

Но нам предлагают идти в обратную сторону. Рассмотрим аргументы, которые Минобразования приводит в пользу 12-летки:

Половина детей нигде не учится после 8-го класса. Верно. Только учиться они в основном бросили уже к 4 классу, потому что у учителя в переполненном классе не было времени их вытягивать. И еще 4 года они сидели в классах дуриками, ничего не понимая (потому что базовые знания упущены), курили в закоулках да прогуливали. Потому как у нас обязательное 8-летнее образование. И оказывается, у нас педагоги этим очень гордятся, а если сделают обязательной 10-летку, будут гордиться еще больше. Гордиться надо не длительностью процесса, а его результатом.

Нам предлагают оставить в школе все по-старому, да еще этих второгодников держать силком еще два года, чтобы они сами не учились и другим не давали. Зато ассигнования у министерства возрастут - придется ведь в каждой школе открыть отделение милиции, КПЗ и ввести штатные должности школьного нарколога и венеролога.

Школьная программа крайне перегружена. У меня два сына - в 3-м и 10-м классе, и ни один из них по 15 часов в день не занимается. Более того, многие ученики и родители хотели бы, чтобы в школе была 5-дневная рабочая неделя, но учителя против - в субботу двойная оплата. Но если программа и перегружена, надо посмотреть чем? И всем ли это нужно?

Я считаю, что современный человек должен уметь считать, писать и читать. Должен уметь плавать, кататься на лыжах (на севере), ездить на автомобиле, велосипеде, печатать вслепую на клавиатуре, знать самые ходовые программы для компьютера, иметь навыки работы в сети. Он должен уметь думать. И желательно, чтобы с этими знаниями он выходил из школы. А вы чему учите?

Знания по гуманитарным наукам, полученные в школе, могут пригодиться при разгадывании кроссвордов. Знания по точным наукам нужны для поступления в вуз, так как там вы продолжите их изучение. Причем, биологу, конструктору или геологу физику, химию и математику дают по одному курсу. А разделы этих наук, используемые в каждой профессии, специалисту приходится изучать самостоятельно.

Я, как и подавляющее большинство жителей мира, за всю жизнь (после школы) не решил ни одного квадратного уравнения. Зачем мне это давали?

Есть математика для математиков, а есть - для пользователей. Математик должен уметь доказывать теоремы, а пользователь должен знать, для чего применим метод, как ввести данные и интерпретировать результаты. Но вы всех учите как математиков, хотя все мы - пользователи.

Теорема Пифагора нужна. Иногда приходится вычислять длину сторон треугольника. Но зачем мне ее доказательство? Я Пифагору верю. Я долго думал об этом и догадался:

Прилетают инопланетяне. И я говорю им:

- А вы знаете, что сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы?

А они мне:

- Не может быть!

И тут настает мой звездный час!

- Ребята, я вам сейчас это докажу!

Я все жду этого, но иногда боюсь: а вдруг они все это и без нас знают?

Ввели в школе информатику и продолжают в тех же традициях. Сначала моего сына учили считать в восьмеричном исчислении, как будто он сам компьютером будет. Еще бы, та рухлядь, что есть в школе, уже ни в какой системе не считает. А потом стали давать Бейсик. Ну ведь опять, вместо того чтоб научить работать на компьютере, выбрали то, что уж наверняка в жизни не пригодится!

А что вы преподаете вместо литературы? Это Пушкину преподавали литературу. У них в лицее учитель приходил на урок с розой и предлагал лицеистам написать о ней стихи. И у них из одного класса сколько поэтов вышло!

А у вас? Вбиваете детям чужое мнение в голову и отучаете думать. Мол, Катерина - луч света в темном царстве, а не истеричка. Готовите жертв МММ и электорат, голосующий за любого проходимца. А писать никто не умеет.

В начальной школе ребенок проведет 4 года. А в чем проблема? Раньше в десятилетке начальная школа была 4 года, неполная - 7. И если бы не реформы, так бы и до сих пор было.

Прибавка лишних двух лет позволит ввести ряд нужных предметов.

Особенно в вашем списке мне понравилась риторика. О, как это тонко! Но почему там нет латыни и древнегреческого? Ведь их тоже должен знать каждый культурный человек. Чтобы читать в подлиннике то, что и в переводе никто не читает.

Но представьте себе: сижу я в тоге на цветущем лугу, нюхаю амариллис, читаю в подлиннике Горация и занимаюсь с вами риторикой! Идиллия! А работать кто будет?

Однако мои шуточки, честно говоря, совершенно неуместны. Потому что положение серьезное. 12-летка почти наверняка восторжествует, несмотря на явный идиотизм и плачевные последствия для школы и для страны.

В дни моей юности какой-то баран сказал, что надо усилить связь школы с жизнью, и мне пришлось учиться в школе 11 лет, зато я получил второй разряд токаря. Если б я пошел работать на завод, мне второй разряд дали бы максимум через две недели. А так я заплатил за него годом жизни. И впоследствии ни разу не подходил к токарному станку ближе 50 метров. Теперь эти же грабли подсовывают моим детям.

P. S. Предлагаем читателям "ДМ" - студентам, школьникам и их родителям - присоединиться к обсуждению темы среднего образования.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно