228

Реформа против образования

Образование становится выгодным бизнесом. Те, кто подобрался близко, пытаются урвать свой кусок. Большинство тем временем молчит. А ведь мы способны повлиять на будущее наших детей...

РЕФОРМА образования может перевернуть все с ног на голову. Школа станет платной, но половина детей даже не выучит таблицу умножения. А может быть, будущее поколение будет умнее и счастливее? Об этом рассуждает Эдуард ДНЕПРОВ, академик РАО, министр образования в 1990-1992 гг.

ГЛАВНАЯ беда в том, что сегодняшние квазиреформаторы рассматривают образование лишь как "сферу услуг". И, естественно, платных. Эту бредовую идею Минобрнауки уже второй год усиленно вбивает в общественное сознание. Фурсенко заявляет, что от термина "бесплатное образование" надо уходить, поскольку такого все равно не бывает: за образование платит либо государство, либо бизнес, либо сам учащийся. Это или дремучая некомпетентность, или беззастенчивая ложь! Ведь государство платит за образование за счет средств налогоплательщиков. Люди уже так или иначе заплатили за обучение своих детей, но псевдореформаторы пытаются заставить их платить второй раз.

За последние десять лет реальное финансирование образования сократилось вдвое. Наше образование дошло до уровня беднейших африканских стран. По расходам на одного учащегося средней школы в процентах к подушевому ВВП мы занимаем предпоследнее место в мире - перед Зимбабве. Уже сегодня более 800 тысяч детей школьного возраста неграмотны, а более 3 млн. вообще не учатся в школе.

В 2000 году президент Путин посетил школу в селе Кузькино Самарской области. Случайно увидел задание для 6-го класса - сравнить строение дождевого червя и ланцетника. Задумавшись, спросил у министра образования, сумеет ли тот. Получил честный ответ - нет. "Министру - двойка, - резюмировал Владимир Путин, - впрочем, и президенту тоже".

Знания впихивают ногами

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ста директорам и учителям были заданы вопросы из школьных экзаменационных билетов. Ни один не ответил полностью или частично на все вопросы. Максимум - на 40-50%. Без ответа остались теоремы о непрерывности рациональных и дробно-рациональных функций на области их применения, правила вычисления первообразных, аллотропия неорганических веществ, гетерозис, полиплоидия, леутагенез и т. д. Даже учителя не знают более половины того, чему учат!

Длительное время мы механически надстраивали школьные этажи и учебные предметы друг над другом. Дошли до идеи двенадцатилетки! Перегрузка достигла катастрофических размеров. Нагрузка старшеклассников с учетом всех заданий составляет 167 часов в неделю при том, что в неделе всего 168 часов. А законодательно утвержденная рабочая неделя взрослого - 40 часов.

Объем знаний, который мы даем ребенку, например, по математике, химии, физике, биологии, в два раза больше, чем в американской школе. С другой стороны, 50% детей не усваивают даже половины программы по этим предметам.

Один из самых известных российских педагогов Е. Ямбург писал: "Ни в одной стране мира никто не ставит перед собой задачи такое количество знаний ногами впихнуть в голову ребенка. Ни в одной стране мира не учат, как мы, - жестко, мощно, против шерсти, получая в итоге все больше больных детей.

Еще великий русский педагог К. Ушинский предлагал "подвергнуть генеральному смотру все науки" - что заслуживает великой чести сделаться предметом учения для детей. Мы валим в детскую голову всякий ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать. Давно пора оставить в учебниках только то, что действительно полезно, и выбросить то, что учится только для того, чтобы быть впоследствии позабытым".

На словах все согласны - школьную программу надо пересматривать и облегчать. На деле же любые попытки что-либо сократить, вымести мусор из учебников воспринимаются ни больше ни меньше как покушение на национальные интересы. Согласен, главнейшая традиция нашей школы - фундаментальность. Однако незаметно тут происходит подмена понятий. Каждому специалисту кажется, что знания именно по его предмету являются фундаментальными.

Конечно, у человека должен быть запас интеллектуальной прочности. Но он должен уметь использовать знания в жизни, а не получать только теорию. В наших учебниках по физике - 1300 понятий, в английских - 600, а в американских - 300. А теперь посмотрите, сколько нобелевских лауреатов по физике! В США - 61, в Англии - 20, в России - 9.

Ребенка превращают в шизофреника

ПОМНЮ, как я воевал со стандартом по математике. Меня проклинали! Но вскоре международный конгресс математиков признал, что в России умеют заниматься математикой только с одаренными детьми. А как же массовые школы? Ведь именно в них вырастает потенциал нации!

Что мы имеем в результате? Дети делают вид, что учатся, учителя - что учат. "Если 60-80% детей годами делают то, что им не нужно и непосильно, а потом должны делать вид, что они это знают и сдают, - это развращающе действует на одно поколение за другим", - отмечал директор одной из школ А. Пинский. Какое право мы потом имеем требовать от налогоплательщика заплатить налоги, а от бизнесмена - не утаивать прибыль?

Под разговоры о необходимости облегчения школьной программы нагрузка на школьников возрастает. Вдруг появляется какая-то "валеология". Что это такое? Оказывается, обыкновенная школьная гигиена. Я не спорю, разные подходы имеют право на существование, нельзя лишать учителя свободы. Но они должны быть не полярно противоположными, а взаимодополняющими. И учебников может быть несколько, но не тысячи же!

Сегодня при отсутствии базового школьного стандарта школы работают по принципу "кто во что горазд".

Мы пытались разработать новую школьную программу - федеральный стандарт. В среднем обновили все предметы на 30%, на 20% снизили нагрузку на школьников. Но, когда работа была уже завершена, поменялось руководство Министерства образования, и новый министр потребовал начать все заново. Но на разработку нового стандарта уйдет не менее 7 лет. А школы будут жить в прежнем хаосе.

И последнее. Начинать надо с педагогов. Я уже 20 лет пытаюсь убедить, что реформа педагогического образования должна опережать реформу школы. Педвузы до сих пор выпускают вчерашнего учителя для завтрашней школы.

Все эти пороки усугубляются крайней закрытостью и непрофессионализмом нынешних руководителей образования. Реформа готовится втайне, за спиной общества и без его участия. И то, что может случиться со школой, да и со всем образованием, грозит обернуться катастрофой для страны.

Максим ЧИЖОВ
Фото Геннадия УСОЕВА, Валерия ХРИСТОФОРОВА

И кто в итоге умнее?

В институт в 12 лет

НОВАТОРСКИЕ методики - панацея или профанация?

РАССКАЗЫВАЕТ президент Ассоциации педагогов-новаторов Павел ТЮЛЕНЕВ:

- Если б мы воспользовались новаторскими методиками Шаталова, Никитина, Зайцева, моей (которые, кстати, были разработаны еще 30 лет назад), то смогли бы поднять интеллектуальный потенциал нации гораздо выше.

В чем суть этих систем? Например, по методике Шаталова программа с 5-го по 10-й класс проходится за 2 года. Курс математики сокращается в 10 раз, физики - в 3 раза. Детям рассказывают основные аксиомы и учат ими пользоваться.

В моей системе используется ролевой принцип обучения. Надо играть с детьми в журналиста, президента, бухгалтера и т. д. По новаторским программам дети начинают учиться с 1-3 лет. Используются специальные кубики, развивающие мышление, картинки, ноты. К трем годам они уже умеют читать. В 10 лет осваивают школу, в 12 - институт.

Комментирует зам. директора по науке Института содержания и методов обучения РАО Татьяна ИВАНОВА:

- Новаторские методики имеют право на существование, но говорить о массовом их применении вряд ли можно. Во-первых, каждый новатор создает программу под себя, и повторить ее довольно сложно. Во-вторых, во многих системах дети получают отрывочные знания.

8 классов на букварь

СИСТЕМА школьного образования за рубежом отличается от российской. Скажем, в США начальная школа состоит из 8 классов (с 6 до 13 лет). С 14 до 17 лет американцы проходят 4 года средней школы. Дальше путь лежит либо в колледж, либо на работу.

В НАЧАЛЬНОЙ школе преподает один учитель. Существует отдельный предмет, называемый "устной речью": школьники привыкают общаться. Особое внимание уделяется физкультуре и ручному труду.

Единой школьной программы в Америке не существует. В 8-м классе ученики начинают выбирать предметы, но английский, математика, обществознание, физкультура, изобразительное искусство и музыка остаются обязательными. Естественные науки заменяет один предмет - естествознание.

Вместо оценок учащимся выставляют буквы - от A до F. Причем А - это оценка постоянной готовности, глубоких знаний и, чего нет у нас, оригинальности. Правда, ее получает не более 15% всех американских детей.

Для английских детей образование начинается в 5 лет. До 11 лет дети учатся в начальной школе. В 16 лет среднее образование считается законченным, но если ученик хочет поступать в университет, ему предстоит пройти подготовку в колледжах.

С 1988 года в Великобритании действует государственный учебный план, который должен изучить каждый школьник. Знания оцениваются по десятибалльной шкале.

В большинстве стран дети в начальной школе сидят не друг за другом, а вокруг учителя. Учебники и тетради объединены в одно пособие. После каждого задания следует пустое место для его решения. В отличие от российской школы, где за каждую помарку детям снижают оценку, маленькие европейцы пишут карандашами. Им разрешено стирать свои "неудачи" и переписывать задание заново.

Учебная тревога

БОЛЕЕ половины сегодняшних учебников в школах - самодеятельность. Каждый желающий может написать свою "христоматию", договориться с издательством, напечатать книгу и продавать ее школам.

"ВСЯ учебная литература должна иметь гриф Минобрнауки "одобрено" или "рекомендовано", - объяснил нам руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования Виктор БОЛОТОВ.

Но как раз это - одна из причин неразберихи. "Рекомендовано" - значит, учебник соответствует всем представлениям об обучении. Таких книг - три-четыре по каждому предмету. Учебник с пометкой "одобрено" может быть неполным и рассчитан на самостоятельную доработку материала. Подобных учебников - пруд пруди. Этим грифом министерство лишь подтверждает, что книга, попавшая к вам в руки, - не полная профанация. При этом гарантировать, что после штудирования такого учебника школьник сможет сдать тот же ЕГЭ, никто не будет.

"По закону "Об образовании" школы не имеют права учить по учебникам, у которых нет ни одного грифа", - добавляет Виктор Болотов. Значит, если вас заставляют покупать такой учебник, вы имеете право пожаловаться в районный отдел образования. Вплоть до Федеральной службы по надзору в сфере образования.

Что будет с нашей школой в ближайшие годы...

  • Физкультуру и основы безопасной жизнедеятельности (ОБЖ) будут преподавать, как и прежде, по 2 часа в неделю. Но местным властям министерство рекомендовало назначить для "физ-ры" третий час.

  • Начальную военную подготовку не введут. Обучение юношей военному делу осуществляется в рамках ОБЖ.

  • Изучать православие в обязательном порядке дети пока не будут. Между тем отдельные школы и регионы могут ввести у себя спецпредмет с религиозным уклоном, например историю мировых религий или историю православия. Но проведение в школе обрядов и чтение молитв не допускается.

    Для сравнения: в США уроков физкультуры как таковых нет. Ученики записываются в одну из спортивных секций при школе, где занимаются по полтора часа в день. Религию изучают по-разному: в Германии, Финляндии, Великобритании изучают в обязательном порядке, во Франции - факультативно. Начальная военная подготовка в США проводится в государственных школах, а в Англии - в специальных центрах.

    ...и в 2025 году?

    Валерий ПОЛЯКОВ, вице-президент Российской академии образования:

    - В школе будут учиться 12 лет. Начальная школа может увеличиться до 5-6 лет. По всем законам рыночной экономики образование должно стать платным. Но я все же надеюсь, что школа, по крайней мере в рамках основных предметов по стандарту, останется бесплатной и общедоступной. Иначе нам придется менять Конституцию.

    Олег СМОЛИН, 1-й зам. руководителя Комитета Госдумы по образованию:

    - Первый сценарий - радикальный. Образование будет передано в частные руки, о чем некоторые коллеги мечтают уже 15 лет. Тогда оно уж точно станет уделом элиты в худшем смысле этого слова, а мы отстанем в развитии на десятилетия.

    Второй сценарий - ни рыба ни мясо. Короче говоря, то, что мы наблюдаем сейчас. С одной стороны, президент пообещал общедоступное среднее образование, с другой стороны, государство отменяет массу льгот для учебных заведений. В конце концов это тоже подводит нас к платной учебе. Зарплаты учителям будут расти все медленней. Если в этом году с учетом инфляции прибавка составила 18-21%, то в следующем году будет только 9%. Получается, что на каждый шаг в сторону доступности мы делаем два в сторону элитарности.

    Владимир ФИЛИППОВ, ректор РУДН, министр образования 1998-2004 гг.:

    - Я вспоминаю слова Жюля Верна: "Придет время, когда наука опередит фантазии". Главное, что изменит наше образование через 20 лет, - это информационные технологии. Сегодня школа учит фактологии. Дети должны заучивать и запоминать формулы. Школа будущего будет учить детей, как им быстро эти формулы найти. Чтобы получить информацию, многим уже не придется сидеть в классах или аудиториях. Дистанционные технологии сделают свое дело. Бояться того, что среднее образование станет платным, не стоит. В рамках государственного стандарта школа останется бесплатной.

    Иван ИОГОЛЕВИЧ, лауреат премии "Учитель года-2005":

    - Мне хотелось бы дать оптимистический прогноз. Образование должно остаться бесплатным, потому что это единственная возможность для человека с плохими стартовыми возможностями выровнять свой социальный статус.

    Будут развиваться дистанционные технологии. И это хорошо. Но школа должна учить ребенка думать и принимать решение. А без личного контакта учителя и ученика это невозможно. Так что полностью в Интернет образование не перейдет. Надеюсь, наделав ошибок, через 20 лет мы все-таки найдем нужную формулу.

    Смотрите также:

  • Также вам может быть интересно