Примерное время чтения: 5 минут
117

"Послушал я вас всех и думаю..."

СЕГОДНЯ повсюду обсуждают, сколько лет держать ребёнка в школе: 8, 10, 11 или 12; нужны ли образовательные стандарты; как совместить выпускные экзамены со вступительными в ВУЗ и не сделать ли высшее образование всеобщим обязательным... Да не над этим надо головы ломать!

Главный вопрос - как не задушить интерес и инициативу в процессе обучения, а не сколько лет держать, "тащить и не пущать".

Когда ребёнок чем-то интересуется, а отец-мать не очень в этом смыслят, то говорят: вот пойдёшь в школу - там узнаешь, там научишься, как делать то, что тебе интересно. И он идёт в школу с желанием и надеждой. А там что?

Ну, в 1-м классе научили читать-писать слова, научили счёту. 2-й класс: опять читают-пишут, считают. 3-й класс: то же самое. И так далее - не по кругу, конечно, - по спирали, но все равно долго и нудно. Когда же, наконец, до устройства радиоприемника доберемся? - Да никогда! Ответы на самые элементарные вопросы, которые ставит жизнь, отодвигаются куда-то далеко-далеко, как и занятие конкретным делом. "Учиться, учиться и учиться..." Ради чего? - Чтобы потом, подучившись параллельно ещё (писать-считать) на подготовительных курсах, поступить наконец-то туда, где ещё годков пять предстоит учиться - (наконец-то!) какой-то специальности или ремеслу, которыми можно будет удовлетворить свои духовные и материальные потребности.

Неудивительно, что подавляющее (во всех смыслах) большинство учащихся бросает заниматься учебой и долгие годы школьной жизни валяет дурака или, в лучшем случае, занимается из-под палки.

Сколько юных талантов - особенно в искусствах, спорте, технике - становятся для большинства учителей "горем луковым", "пеньками с глазами", "бандитами". Потом - второгодниками. Потом - алкоголиками.

Зададимся "детскими вопросами". Почему ученик не может сам взять и пойти учиться в тот класс и к тому учителю, к которому хочется? (Сам, а не через родителей и директора, договорившись с учителем.)

Почему, если ему неинтересно сидеть на "Природоведении" в 3-м классе, он не может зайти на "Физику" и "Биологию" в 7-й класс? Получит беспорядочный набор отрывочных сведений? - Ну, снабдите его учебной программой, списком вопросов, на которые надо будет дать ответы для перевода в следующий класс (или через класс). Объясните ему, к кому он может сам обратиться за консультацией по поводу посещения тех или иных занятий. Нужен такой консультант. Да и классный руководитель, вместо того, чтобы "ябедничать" родителям, мог бы направлять ученика на развитие и раскрытие, а заставлять его топтаться на месте.

Давайте подумаем не о том, как выявить или отсеять будущих студентов, и как при этом "закрыть лазейки" и "побороть" коррупцию, а как предоставить возможность всякому желающему прийти учиться в тот институт (университет, колледж, техникум), на ту специальность, которых он сам хочет. Пусть будет 100 человек на место. Не надо паники. Отберем стадионы у "попзвезд" и отдадим учебным заведениям. Если не к началу 1-й экзаменационной сессии, то к ее концу численность группы придет в соответствие - и без особых драм и душевных травм, и безо всякой борьбы с коррупцией.

В качестве иллюстрации к последнему высказыванию могу привести пример из своей (правда, давней) школьной жизни. Классе в 8-м ли 9-м пригласили в школу преподавателя из пединститута вести факультатив по математике на базе класса "а", где "математиком" была какая-то заслуженная учительница. На первое занятие остались все "ашники" в полном составе. Набилось ещё полкласса "б" и треть - "в". Всего человек около 60-ти. На втором занятии сидеть уже можно было нормально, как в обычном классе. На третье занятие нас явилось... 2 человека. Преподаватель потоптался, отправил нас по домам и более не появлялся. Это к вопросу о высоких конкурсах.

А если человек, кое-как обучившись грамоте, ну никак не желает учиться дальше? Держать его еще несколько лет, чтобы "не болтался", "не связался"? - Бред. Есть альтернатива: работать. Но уже под крылышком Минтруда. Где найти работу 10-ти - 17-тилетним? - Да вон: улицы подметать, подъезды мыть - за один МРОТ в месяц. Не нравится? - Возвращайся в школу. (Если убедишь учителя, что будешь учиться, а не беситься.) И это не нравится? - Будешь ходить на работу под конвоем.

Короче (как говорит мой младший сынок сотоварищи), нужно дать человеку право выбора. С какого возраста, сколько лет, в каком классе, у какого учителя - он может решать сам - с помощью родителей и учителей.

Андрей Гурьев, г. Чебоксары

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно