ВПЕРВЫЕ в истории Российского государства во второй тур выборов руководителя крупнейшего мегаполиса вышли две женщины. В. Матвиенко набрала 48,73% голосов, А. Маркова - около 16%.
Собственно голосование началось со скандала. За день до него был разгромлен один из офисов А. Марковой. При этом избита охрана и похищен ноутбук со списком агитаторов. Были и попытки не допустить наблюдателей от ее штаба в избирательные комиссии. Естественно, их восприняли как "наезд" на неугодного кандидата.
В подобной атмосфере нервозности возникали слухи один нелепее другого. То говорили об эшелонах военных, едущих голосовать; то о толпах бомжей, пришедших заполнить бюллетени за бутылку водки. Ни то ни другое не подтвердилось. Горизбирком рассмотрел всего 4 случая нарушений при голосовании. Но некоторая истеричность сделала свое дело. Почти 11% голосовавших высказались против всех.
Можно ли говорить об успехе "партии власти"? Возможно. Но второй тур в Петербурге позволяет предположить, что так может случиться и в марте 2004 года. На выборах президента. Хотя задача, стоящая перед кремлевскими политтехнологами, - победить в первом туре.
Между тем для победы в марте "партии власти" нужна консолидация сторонников. А этого может и не случиться. Уже очевидно: "Единая Россия" - детище кремлевской администрации - вступила в конфронтацию с "Партией жизни". Она тоже поддерживает В. Путина, но "курируется" силовиками.
На прошлой неделе так называемая "группа активной молодежи" пришла к офису "Единой России" в Москве с черным стулом. На нем было намалевано: "Борис Вячеславович, займитесь работой". Лидер "активистов со стулом" объяснил подоспевшей милиции, что г-н Грызлов должен бороться с преступностью, а не заниматься политикой. Намек на совмещение кресел министра и лидера партии был всем понятен.
Ответ, похоже, не заставит себя ждать. В Совете Федерации немало сторонников "ЕР". Можно сказать - большинство. По нашим сведениям, там полным ходом идет обсуждение того, как можно "свергнуть" г-на Миронова, отца "Партии жизни", с места спикера.
Но конфликты назревают не только между партиями, но и внутри некоторых из них. Например, известный политтехнолог М. Гельман, похоже, отказывается работать с С. Глазьевым и Д. Рогозиным. Его будто бы перестали удовлетворять их взгляды.