Как Кейнс обскакал Маркса

   
   

ЛИДИЯ ЛОПУХОВА была одной из балерин в труппе Дягилева. Но прославилась она не своими па, а тем, что вышла замуж за Джона Мейнарда Кейнса - одного из "столпов" западной школы экономики. Этим летом исполнилось 120 лет со дня его рождения.

ОДНУ из баек о Джоне Кейнсе мне рассказывал академик Капица. Оказывается, они были знакомы. Однажды за ужином у Кейнса спросили, может ли он кратко изложить свою теорию. И Кейнс рассказал следующую историю.

Некто изготовил фальшивый доллар и заплатил им булочнику. Булочник рассчитался им с мясником. Мясник - с портным и т. д. Фальшивка прошла двадцать продавцов. Но последний понес доллар в банк, и там сказали, что доллар фальшивый. Начался обратный путь купюры, и в итоге двадцать обиженных собрались у изготовителя фальшивки.

Он сказал: да, я виноват. Но настоящего доллара у меня нет, и все должны получить свои товары назад. Но есть другой путь. Каждый из вас трудился. Каждый получил 10% прибыли, десять центов. Все вместе - 200 центов. Пусть каждый из вас согласится на прибыль в 5% - в 5 центов. Тогда из двух долларов прибыли один станет вашим, а один пойдет на то, чтобы сделать фальшивый доллар настоящим. Его примет банк. Прибыль ваша уменьшится, но зато все будут заняты.

Эта забавная история хорошо объясняет взаимосвязь между государством и бумажными деньгами. Государство печатает купюры, запускает их в экономику, создает занятость, экономический оборот и - при правильной политике в отношении инфляции - может "перекрыть" исходную необеспеченность бумажных денег.

Универсальная политэкономия

КАК и марксизм-ленинизм, теория Кейнса - кейнсианство - была реакцией на противоречия и трудности капиталистической рыночной экономики. Но если материалист Маркс все проблемы свел к собственности, к ее национализации как условию перехода к управляемой экономике, то Кейнс показал, что можно регулировать экономику и без национализации, сочетая три вида собственности: частную, коллективную и государственную.

Ленин, следуя Марксу, провел полную национализацию и оказался среди руин. Сталин построил тоталитарное государство, основанное на централизованном планировании.

Кейнс показал иной вариант развития, который и лег в основу "Нового курса" Рузвельта. Это государственное регулирование, сочетаемое с рынком, и обеспечивало мощный рост американской экономики. А вот в Западной Европе, где традиционно сильно влияние социал-демократов, произошел "перегиб" в сторону бюрократизации экономики. К тому же социал-демократы упорно сводили регулирование к дележу общественного пирога.

Ренессанс

СЕЙЧАС на Западе идет очевидное возрождение кейнсианства. И на то есть все основания.

Первый фактор - кризисы, с которыми столкнулись страны, принявшие рецепты монетаризма. В том числе и Россия. Монетаристские рецепты доморощенных экономистов, уверивших Ельцина в том, что полная экономическая свобода через несколько месяцев автоматически позволит России сделать рывок вперед, оказались несостоятельными.

Второй - превращение Америки в единственную сверхдержаву. США практически полностью овладели Международным валютным фондом, Всемирной торговой организацией, Международным банком. А сейчас, захватив Ирак, попытаются "устроиться" и в ОПЕК.

Интересно то, как кейнсианские методы использует президент Дж. Буш. Он сокращает налоги на малый бизнес в среднем почти на 2 тысячи долларов для каждого предпринимателя. Но не просто сокращает (это были бы меры либерализма), а при условии, что эти деньги идут на инвестиции. Буш сокращает налоги и на граждан. Но опять-таки не вообще, либерально, а по-кейнсиански - целенаправленно. Налог сокращается с семейных пар (женитесь!) - почти на 2000 долларов. Дополнительно сокращается для семей, у которых есть дети, - до 1000 долларов на каждого ребенка (рожайте!).

Перед самой смертью Василия Леонтьева, известного американского экономиста русского происхождения, я был у него в Нью-Йорке. Ему уже было за 90, но он сохранил полную ясность ума. На мой вопрос о перспективах кейнсианства нобелевский лауреат ответил: "XXI век Кейнс встречает "на коне". И это понятно. Кейнс доказал, что можно сочетать в экономике организующее, регулирующее начало, используя возможности государства и конкурентную рыночную систему. Именно это сочетание стало основой формирующегося сейчас постиндустриального строя.

Смотрите также: