11 ИЮНЯ Госдума приняла сразу во 2-м и 3-м чтениях новый закон о референдуме. Спешка, с которой идет его утверждение, позволяет предположить, что делается это неспроста. Дело в том, что действующий Федеральный конституционный закон о референдуме, принятый в 1995 году, еще ни разу не использовался. Не было у нас последние 8 лет народного плебисцита. И вот - непонятная на первый взгляд суета.
Между тем существует как минимум три причины, объясняющие такую спешку. С 1995 года были 10 попыток проведения референдума. Летом 2001 года "Яблоко" таким способом хотело запретить ввоз в страну отработанного ядерного топлива. Очень неприятными и даже опасными для власти стали усилия КПРФ провести в 2002-2003 гг. референдумы о купле-продаже земли, частной собственности на нее, национализации и экономической политике правительства. Тогда с трудом удалось их не допустить, введя поправку в действующий закон. Она не разрешала реализовывать такие инициативы за год до выборов в Думу и выборов президента. Сегодня этого ограничения нет и ничто не мешает коммунистам возобновить свои попытки. Помешать им может только принятие новых правил подготовки к референдуму.
Вторая причина связана с желанием властей уменьшить число субъектов Федерации до 28. Об этом мы писали в предыдущем номере "АиФ". Сегодня, чтобы утвердить изменения в Конституции, нужно согласие законодательных собраний двух третей субъектов Федерации - примерно 60. Поэтому маловероятно, что все они проголосуют за самоликвидацию.
Другой способ - поставить вопрос на всенародном референдуме. Партии власти останется лишь убедить народ. При этом у противников не должно быть возможности организовать контрреферендум. Отсюда вытекает третья причина срочного принятия нового закона.
Он станет логическим продолжением процесса, запущенного президентом, по укрупнению политических партий. Мелкие и даже средние партии фактически лишаются возможности инициировать референдум. По новому закону инициативные группы должны появиться не в одном, а в 45 субъектах Федерации. В них должно быть не менее 100 человек, и их подписи заверяет нотариус. Эти 4,5 тысячи активистов собирают подписи не менее 2 млн. человек. Причем не более 50 тыс. в одном регионе. Едва ли такое под силу сделать даже "раскрученным" "Яблоку", СПС... Явно потребуется административный ресурс.
А с ним пока проблем не возникало.