2 ИЮЛЯ Счетная палата обнародует доклад об анализе и итогах приватизации за период с 1993 года по 2003-й. Всего за 10 лет страна стала самой капиталистической в мире. Заводы, прииски, транспорт - на триллионы долларов уже в частных руках. Собственности у государства остается лишь на 70 млрд. долларов.
Как это происходило? Доклад делается почти секретно по заданию президента. Но его идеология известна.
На обмане и крови
ВНАЧАЛЕ, в середине 80-х годов прошлого века, началась приватизация доходов. Она пришлась на начало и расцвет кооперативного движения. Госсобственность еще не переходила в частные руки. Но директора и завлабы заводов создавали кооперативы и торговали через них госпродукцией. Прибыль доставалась кооператорам. Так копились деньги к началу второго этапа.
Приватизация собственности, по-другому - ваучеризация. Она решила не экономические, а идеологические и политические задачи - вылезти из шкуры социализма.
ВСЯ российская собственность была как-то оценена, и то, что приходилось на одного гражданина, узаконили документом с подозрительным названием "ваучер" вместо, скажем, "доля". Все его и получили в виде бумажки.
Расчет был на то, что 99 из 100 работяг и пенсионеров ничего не поймут и с удовольствием отдадут бумажку за бутылку. Так и случилось. Например, г-н Бендукидзе скупил несколько самосвалов ваучеров и отхватил на них единственный в своем роде крупнейший в мире завод "Уралмаш".
Но ваучеры решили судьбу лишь сотен крупных и средних предприятий. Природные ресурсы - главное богатство - оставались нетронутыми. Так началась залоговая приватизация. Правительство В. Черномырдина взяло в долг у вчерашних кооператоров и ваучерников несколько миллиардов долларов под залог нефтяных компаний, "Норильского никеля"... Деньги власть не вернула, и в соответствии с Гражданским кодексом "нефтянка", цветная металлургия перешли в частные руки. Слава богу - российские. Передача собственности обуславливалась сохранением профиля производства и поддержкой "социалки". Как правило, эти условия не соблюдались, что сегодня дает повод оспорить ряд сделок.
Залоговые аукционы стали колыбельками, в которых запищали младенцы-олигархи. Они набирали вес не по дням, а по часам. Их жадность не знала предела.
Отдельным и кровавым этапом стала долговая приватизация. Она расцвела в период с 1998 по 2000 год. Самые прибыльные и современные предприятия банкротились по сговору их администрации и олигархов. Затем банкротов перекупали за долги.
Отрезвление власти
ЛОГИЧНЫМ продолжением этого внешне хаотичного процесса стала приватизация власти. Она шла по разным направлениям - от покупки министров в правительстве до делегирования своих людей во всесильную администрацию президента Б. Ельцина. Поначалу олигархические кланы пытались финансировать избрание в Госдуму и своих депутатов. Но дешевле оказалось купить их уже в Думе. Покупались почти все - даже оппозиция.
В итоге более 90% мест в правительстве, его аппарате, Думе и администрации президента к 2000 году поделили между собой 7-8 финансовых групп. Этот "расклад" был зафиксирован ими в специальной таблице, где различными цветами помечалось, кто чей человек. Вершиной этапа могла стать комбинация Ходорковского - Невзлина по приватизации парламента. Ее целью было слегка изменить Конституцию, ослабить полномочия президента и избрать своего премьер-министра от парламентского большинства.
В. Путин целых три года "колдовал", чтобы сломать эти схемы. В результате Госдума практически очистилась от олигархических ставленников. А в ходе административной реформы произошла перетряска как аппарата правительства, так и самого правительства. Цветная схема стала белым листом бумаги - министерские должности получили новички. Одновременно президент поручил Счетной палате подвести и официальные итоги приватизации. Этот орган оказался практически единственным, сохранившим независимость от олигархов. Поэтому и доклад его должен стать объективным.
Но "финиш", скорее всего, не ограничится докладом. Будет предложен ряд законов и указов. Например, закон о национализации, аналоги которого действуют во многих развитых странах.
Отныне, если с каким-либо субъектом хозяйственной деятельности возникнут проблемы, история его приватизации будет рассматриваться по трем критериям:
1. Была ли она законной и справедливой.
2. Законной, но несправедливой.
3. Незаконной и несправедливой.
Кое-кто это "сито" не пройдет, так что докладом Счетной палаты подведение десятилетних итогов, похоже, не закончится. Аналитики уже сейчас говорят о нарастающем процессе перераспределения собственности. Так что скоро появится генерация новых олигархов - хороших. Их имена мы узнаем из американского журнала "Форбс" года через два. В нем публикуются имена самых богатых людей мира.