26 МАЯ президент выступил с посланием Федеральному собранию. Его речь 9 раз прерывалась аплодисментами. Наиболее активно - после окончания доклада. Порадовало исполнение гимна. В отличие от прошлого года много видных политических деятелей выучили его слова. Это прежде всего - спикер С. Миронов и вице-спикер Л. Слиска, депутаты Г. Боос, В. Жириновский и В. Володин. А вот стоящие рядом патриоты Г. Зюганов и Д. Рогозин, экс-премьер Е. Примаков и спикер Б. Грызлов словно воды в рот набрали. Хотя, вполне возможно, по причине политкорректности они решили не отличаться от главного виновника торжества.
Китайцам - легче
ОН ТОЖЕ не пел: скорее всего, находился под впечатлением своего доклада, наполненного тревогой и оптимизмом. Например, страна восстановила лишь 40% утерянного с 1989 года уровня развития. Но это не повод для уныния - надо "расти быстрее, чем весь мир". При этом помнить, что извне у нас много недоброжелателей и в экономике, и в политике. Но отклонения от выбранного исторического пути не будет! И здесь прогремели первые аплодисменты.
До послания многие гадали, что же станет в нем главным? Оказалось, "жилье", "образование" и "медобслуживание".
С жильем и так все ясно - его катастрофически не хватает. Но В. Путин проявил в этом вопросе здоровый оптимизм. Пообещал, что через 6 лет 30% граждан страны смогут купить квартиры. Сегодня таких лишь 10%. Для выполнения этой цели нуждающимся придется участвовать в долевом строительстве, а банкам - раскошелиться на ипотечное кредитование. Надо разрушить монополизм на рынке жилья. Больше других при этих словах задумался г-н Лужков. Цена "метров" в Москве стала шокировать даже богачей.
Задумался и г-н Зурабов. Подведомственное ему здравоохранение не удостоилось и пары теплых слов. Российские мужики и бабы мрут раньше американских на 12 лет, польских - на 8 и даже китайских - на 5. Лекарства дорогущие... Одним словом - легче умереть, чем лечиться, особенно пенсионерам. Так что министру придется думать о доступности здравоохранения для всех.
В системе образования - рекорд. По сравнению с советским периодом число поступивших в вузы утроилось и сравнялось с числом выпускников 11-х классов. Люди понимающие услышали за этим шепот в уши президента из Министерства обороны. Мол, и в армии недобор оттого, что выпускники в вузы прячутся. "Кому это надо?!" - искренне воскликнул президент, и сотни тысяч абитуриентов по всей стране насторожились. Но кроме Минобороны порадовались и лоббисты от образования - появился повод избавиться от конкурентов.
Нефтяная лихорадка
А ЭТО уже из области гостайн - 35 000 федеральных госучреждений жируют по всей стране, контролируя и надзирая за всем и вся. При этом они, как правило, навязывают платные услуги. В. Путин дал приказ отобрать у них эти полномочия. Революционным показалось предложение снизить НДС и побыстрее добиться полной конвертируемости рубля.
Не повезло в послании транспорту. Власть, поддавшись всемирной нефтяной лихорадке, делает ставку на нефте- и газоперекачивающий транспорт - трубопроводный. Было упомянуто и о модернизации автодорог. А вот об авиатранспорте не сказано ни слова. Западные авиапроизводители могут довольно потирать руки.
Не была забыта политическая составляющая. Партии, по словам президента, должны научиться не только приходить к власти, но и расставаться с ней. Хватит им кормиться с рук олигархов.
Едва ли не самым заметным участником заседания стал Р. Абрамович. В тот день все прочитали в газетах о новом "Боинге-767", который якобы купил чукотский губернатор. При словах президента "Чувство меры нельзя ввести указом" он потупил взор. Когда президент страны закончил речь и сошел с трибуны, встали со своего места, чтобы аплодировать, только лидеры двух кавказских республик. Все остальные вели себя более сдержанно. Они аплодировали сидя и встали только с первыми звуками гимна.
Чемодан, вокзал, послание
КОГДА президент В. Путин шел к трибуне Мраморного зала Кремля, на Казанском вокзале Москвы монотонно объявляли поезд на Уфу. Три вокзальных телевизора были настроены на развлекательный канал.
"СЕЙЧАС Путин будет", - громко воззвал к совести вокзальной публики корреспондент "АиФ". "Где? Здесь?" - всплеснула руками старушка, тащившая мимо огромную хозяйственную тележку. "Нет, по телевизору. Давайте, что ли, переключим?" И случилось чудо.
Телевизор вдруг мигнул, и на экране появился знакомый лик. В него жадными глазами впился старичок в стоптанных кроссовках без шнурков и старых очках с толстой роговой оправой. "Я тут недалеко живу, - объяснил свои обстоятельства московский пенсионер Владимир Сергеевич. - Мой-то "Рубин" сломался. На новый денег нет. Я Путина сюда пришел послушать".
Президент тем временем говорил о целях: "Это высокий уровень жизни в стране... Это зрелая демократия и развитое гражданское общество..." Как будто в подтверждение слов главы государства на спавшего рядом пьянчугу "спикировал" милицейский патруль. Горемыку бесцеремонно вывалили с лавки на пол. Раздался звонкий удар головы о бетон. "Ну... Эээ... Я тут телевизор смотрю..." - попытался отделаться алкаш от патрульных, но получил железной рацией по лбу.
В этот момент телевизор заслонила беременная тетка с золотыми зубами и картонкой на груди: "Помогите мужу на лечение. У него рак желудка". Проблемы медицины, о которой в данный момент говорил президент, ее не интересовали. Она боролась с бедностью и у всех на глазах удваивала свой ВВП: собрав с сердобольных монетки, она деловито удалилась. И тут в одном из ларьков громко заголосил женским голосом известный мужик с большими титьками: "Все будет хорошо, все будет..." Когда музыка стихла, в телевизоре уже звучал гимн. С лавок повскакивали пассажиры. Глядя на них как-то неуверенно, приподнялся и Владимир Сергеевич. Оказалось - объявили посадку на поезд. Жизнь на вокзале шла своим чередом.