Примерное время чтения: 5 минут
93

Сколько продержится кабинет Кириенко?

МНОГИМ, что и говорить, не верится в то, что наше такое молодое и такое новое правительство всерьез и надолго. Есть и такие, кто уже отмечает в календаре возможные даты отставки Кириенко и обводят кружком фамилии возможных замен - чтобы не забыть открыточку по случаю ближайшего праздника послать. И правительство вынуждено работать в такой нервозной обстановке - а ведь оно тоже живое.

Это эмоции. А если рассудочно? Или, как теперь называют, технократично?

Тогда получается схема (см. рисунок), из которой видно, что главную артерию его выживания крепкой рукой теннисиста сжимает президент. Также влияние имеют регионы и лишь отчасти Госдума. Причем позиции влияющих на Кириенко сил таковы, что ему в ближайшее время ничего не грозит. Остальные "страшные" силы, как, например, олигархи, на Кириенко действуют и напрямую, и через президента. А вот когда Борису Николаевичу станет невмоготу от всех этих факторов,

он переведет стрелки на своего протеже.

НА ЧЕМ СТОИТ КИРИЕНКО И СТОЯТЬ БУДЕТ. ПОКА...

1. ЗАДАЧИ, которые он призван решать, больше решать некому.

Добыть деньги, то есть:

повысить сбор налогов (заставить платить тех, кто сейчас этого не делает - бензоколонки, казино, такси, оптовые рынки, - и максимально закрутить гайки всем остальным);

добиться большей отдачи от госсобственности ("Газпром", ЕЭС, Сбербанк, ОРТ и проч.);

победить спиртовую мафию и сделать водку, как при коммунистах, госресурсом.

Уменьшить расходы:

сначала провести

бюджетную реформу, просто снижая финансирование, а потом урезать сам бюджетный сектор (сокращение на 200 тысяч человек - вовсе не оговорка, а только начало. Один из самых важных пунктов в выступлении Кириенко назывался "Нереалистичность государственных обязательств" - это значит, что реформа пойдет по принципу "нет человека - нет проблемы");

социальная реформа - наладить систему адресной, а не "всем подряд" помощи в масштабах такой большой страны

нереально даже за несколько лет, поэтому, похоронив благие намерения, правительство пойдет по более реалистичному пути - урезание социальных выплат в принципе (уже сейчас среднюю зарплату, от которой считаются пенсии, решено считать ниже, чем по официальным данным Госкомстата);

переложить груз социальных выплат с федеральной власти на регионы - пусть и у них голова болит.

Эти мероприятия даже непопулярными не назовешь. Это задание смертника. Особенно

принимая во внимание, что президент формально снял с себя ответственность за последствия - отменил визирование постановлений.

2. У президента теперь остался маленький ресурс для маневра с возможной отставкой правительства:

вытащив из своего фундамента фирменной марки "система сдержек и противовесов" железобетонную сваю Черномырдина, сваю Куликова и полувытащив Чубайса, он обезопасил тыл, но сильно ослабил свою собственную политическую базу;

потерял

опору в Госдуме - фракция НДР обиделась сначала за своего патрона, потом за себя, не приглашенную в правительство, и остался теперь у президента лишь один законодательный соратник, да и тот Жириновский;

продвижение Кириенко "в лоб" лишило президента свободы движений - он не сможет, как обычно, переложить на кого-нибудь ответственность: сам почти насильно протолкнул, сам и разбирайся.

3. А у Думы низкий ресурс для наступления: и так авторитет подорван,

а тут еще эта некрасивая история с Пал Палычем - получается, они, мало того что струсили супротив президента, побоялись роспуска, так еще и продались; при этом напоминание о Пал Палыче не прошло даром - депутаты прошлой Думы приватизировали служебные квартиры, а нынешним пока не разрешили, и разве ж квартира - единственная проблема простого российского избранника; говорят, что у партий трудности с финансами и им не до выборов;

на депутатов давят региональные

лидеры.

4. Новый премьер в общем и целом устраивает регионы: усиление региональных элит происходило и само по себе, кризис центральной власти подхлестнул этот процесс - кое-где слышны призывы не платить Москве налоги - и слабый несамостоятельный премьер губернаторам гораздо милее сильного центра.

5. Более безопасного и подчиненного человека, чем Кириенко, президенту не найти - он зависит целиком от него и только от него.

КОГДА ПРИДЕТ ВРЕМЯ ЖЕРТВЫ

И В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ раскладе неплохи шансы премьера. Через полгода, во время традиционного осенне-бюджетного обострения, президент его не сдаст. Результатов особых к тому времени Кириенко не покажет просто в силу бюрократических законов, но выгонять еще рано, "человек только в курс вошел, только закрутилась машина" и проч. Через год, весной, хоть и посерьезнее, но все равно еще не пора - разумеется, положение страны не будет блестящим, но и не настолько

ухудшится, чтобы отдать на заклание.

Другое дело годика через полтора, осенью 99-го года, то есть аккурат к парламентским выборам (если, конечно, Господи, спаси и сохрани, чего не случится...). Вот здесь можно было бы и казнить публично, повинив в страшной социально-экономической ситуации. И то еще не факт - такие хорошие жертвы на дороге не валяются. Самое выигрышное - сберечь ненавистного к тому времени Кириенко и сдать весной 2000 года - так сказать,

в новое тысячелетие с новыми силами, молодыми, профессиональными...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно