НА ПРОШЛОЙ неделе правительству М. Фрадкова исполнился год. Дата ознаменована серьезным кризисом внутри кабинета министров и отсутствием внятного и согласованного экономического курса.
АНАЛИТИКИ пророчат правительству скорую отставку. Однако распускать кабинет министров и формировать новый Кремль пока не решается. И на то есть свои причины.
Каждое правительство формируется под конкретную задачу. Кабинету Фрадкова изначально была уготована рискованная роль проводника непопулярных социальных реформ. Однако первый блин вышел комом. Непродуманные, хаотичные и топорные действия по замене льгот денежными выплатами лишь подстегнули волну недовольства реформой.
И это на фоне фактического разрушения механизма управления страной, как следствие непродуманной административной реформы. Ждали, что, разделившись поэтажно, все госведомства заработают четко и слаженно. В итоге случилось ровно наоборот - все смешалось. В такой ситуации буйным цветом расцветают сорняки - коррупция, бюрократия и чиновничий произвол. Представители бизнеса жалуются: "взяткоемкость" чиновников выросла в несколько раз, но даже при этом решение любого вопроса зависает в череде немыслимого межведомственного хаоса.
Экономические показатели весьма безрадостны. Инфляция стремительно летит вверх. Экономический рост с осени, напротив, застопорился. Инвесторы осторожничают. Правила игры диктуют монополисты. Напуганный капитал спешно выводит деньги из страны.
Один из бывших правительственных аппаратчиков в беседе с корреспондентом "АиФ" заметил: "На протяжении двух лет Кремль упрекал правительство Касьянова в неамбициозности. Но сейчас в администрацию президента из Белого дома приходят такие планы, что слово "амбициозность" там и рядом не стояло! Это просто экономическое капитулянтство!" Стоит ли удивляться тому, что спустя 2 месяца с наступления нового года правительство по-прежнему не в состоянии сформулировать задачи на 2005 г.? Подготовка среднесрочной программы социально-экономического развития страны обернулась очередным межведомственным раздраем.
ВМЕСТО командной игры члены правительства заняты "переводом стрелок". Споря и упрекая друг друга, каждый из министров стремится доказать, что виноват не он, а кто-то другой. Если раньше в правительстве существовали группировки по интересам, то сейчас каждый из членов кабинета стремится избежать ответственности в одиночку. На поверку выходит, что даже силовики не монолитны. Некоторые претендуют занять кресло повыше, другие считают себя более достойными персонами на повышение. Например, есть идея ввести должность вице-премьера, курирующего силовой блок.
Скоординировать работу кабинета премьеру пока не под силу. Однако надо отдать должное его аппаратной выучке и хитрости. В результате во всех экономических бедах обвиняют Грефа, Кудрина и Зурабова, но только не премьера. Он сумел так себя позиционировать, что стал чуть ли не самым малозаметным в правительстве.
Впрочем, надо признать: реальных возможностей влиять на ситуацию у М. Фрадкова значительно меньше, чем, например, у его предшественника Касьянова. Тот решал более прозаическую задачу - любой ценой сохранить экономическую стабильность.
Фрадкова же назначили реформатором, не обеспечив прочными связями с президентом, как, скажем, у Кудрина или Грефа. Мало того - принято считать, что правительство целиком управляемо из Кремля. Один из бизнесменов, прошедших аппаратную закалку в Белом доме, сравнил премьера с узником: "У него есть возможность свободно передвигаться в пределах отведенной ему площади, но почувствовать себя свободным он не может".
Между тем разделять политическую ответственность с правительством за проводимые реформы в Кремле не собираются. Министрам дали понять, что определение "техническое правительство" себя изжило. В этой связи каждый из министров должен смириться с тем, что на пике социальных реформ практически каждому из них уготована роль камикадзе. Как ни странно, первым роль демона зла смиренно принял на себя М. Зурабов. В отличие от других он не пытается переложить ответственность на "старших товарищей". Следующим удар предстоит держать В. Яковлеву. Он отвечает в правительстве за ЖКХ. С премьера будут требовать стать настоящим кнутом и погонщиком для министров. Похоже, пора в правительстве рулить человеку более решительному. Если рулевой с задачей не справится, могут найти нового. Хотя скамейка запасных игроков слишком коротка.
Но менять кабинет в целом на пике социальных реформ Кремль вряд ли рискнет. Обвинение всей команды тенью легло бы и на президента.