НА ПРОШЛОЙ неделе под легкий морозец в Салехарде провожали зиму и встречали Владимира Путина. На расширенное заседание президиума Госсовета в столице Ямало-Ненецкого автономного округа собирались почти три десятка губернаторов.
ЕЩЕ с I века до нашей эры здесь было место встречи вождей окрестных племен. На этот раз в список "окрестных" попали регионы от Карелии до Чукотки. После вступительного слова президента глава Якутии В. Штыров начал "за здравие": "Эти территории дают треть всех налогов в федеральный бюджет...", - а кончил "за упокой": "Идет эксплуатация северных регионов другими регионами страны, а уровень жизни на Севере ухудшается".
Этого пессимизма не понял Г. Греф: "Денег на Север тратим много - до 530 млрд. рублей в год, - но не всегда эффективно. А эксплуатация идет в пользу офшорных зон. С этим надо заканчивать..."
Под горячую руку от министра досталось и металлургам. Помогли в этом нефтяники, притащив накануне г-ну Грефу гору расчетов: нефтяников-де в последнее время прижали к ногтю и заставили делиться сверхдоходами. А металлурги, которые тоже сосут деньги из российских недр, оказались как бы и ни при чем? Короче, "хватит прятаться за офшорами, тем более что все знают, кто за чем в бизнесе стоит", - продолжил Г. Греф. Похоже, в докладе нефтяников были не только цифры, но и "фамилии, адреса и явки".
Бальзам на раны северных губернаторов вылил и. о. замминистра финансов С. Вязалов: "Деньги на поддержку территорий губернаторы способны распределять сами". Главы регионов одобрительно закивали. "20% федеральных средств, - продолжал г-н Вязалов, - губернаторы тратили нецелевым образом, но на дело, а мы были вынуждены их наказывать".
Камчатский глава М. Машковцев в этот момент потянулся к нагрудному карману. Там лежала вымоленная в камчатской прокуратуре бумажка, по которой ему дозволялось до 1 мая нарушить подписку о невыезде и принять участие в Госсовете. Дома г-ну Машковцеву "шьют" как раз нецелевое использование...
Тем временем слово взял социальный министр М. Зурабов: "Вопрос северных пенсий, без сомнений, очень чувствительный... А вы, Вячеслав Анатольевич (Штыров то есть), не улыбайтесь иронично... Вы забыли, как мы с вами находили решение..." Назревал скандал. Зурабов намекал на что-то интимное. Президент улыбнулся - в его присутствии перебранки случаются редко. Но Зурабов вдруг опомнился и снова превратился в маленького чиновника: "Владимир Владимирович... извините меня... за такое".
Зато вкус к спорам проснулся у губернаторов. Ямальский глава Неелов, например, попенял центральным властям за то, что все "газовые" налоги идут в центр. Кто-то из губернаторов "пнул" Грефа за его слова о неплохой наполняемости региональных бюджетов. Тот даже выронил из рук бутылку с водой. А губернаторы тем временем уже сцепились друг с другом: строить ли им города или осваивать Север вахтовым методом?
Когда они наконец выдохлись, слово взял президент: "Единственная тема, которую не затронули, - сохранение культуры и быта коренных малочисленных народов". В это время встрепенулся губернатор Чукотки Р. Абрамович. Раньше на подобных встречах он предпочитал помалкивать, а здесь вставил слово о менталитете чукотских оленеводов.
Этнографическая тема была продолжена на концерте самодеятельных коллективов и за ужином. Хозяева сурового края потчевали гостей олениной и строганиной из муксуна. А уже на следующий день президент посетил национальную школу-интернат. Не обошлось и без северной экзотики. В. Путин побывал в одном из чумов и с интересом выслушал рассказ о тяжелой доле чум-работниц.