КРОВАВАЯ драма в Беслане вызвала шок во всем мире. Но в многоязычном хоре искреннего сочувствия и поддержки отчетливо слышатся и другие голоса. Голоса хладнокровных аналитиков, на удивление синхронно делающих из постигшей Россию беды один и тот же смелый политический вывод. Нам, по сути, предлагают убраться с Северного Кавказа.
"ПОСЛЕДНЯЯ волна терактов в России имеет мало общего с "Аль-Каидой" или вообще никак с ней не связана, - без суда и следствия утверждает английский журнал "Экономист". - К чему теракты имеют отношение, так это к губительной политике президента Путина на Северном Кавказе".
"Мир может возмущаться гибелью невинных людей в России от рук террористов, но не будет так уж жалеть Кремль, который не в состоянии навести порядок в собственном доме", - констатирует "Вашингтон таймс".
"Чечня является насущной международной проблемой, требующей согласованной, коллективной, ненасильственной международной реакции... Так ли абсурдно предложение развернуть миротворческие войска ЕС или даже силы НАТО под эгидой ООН?" - рассуждает британская "Гардиан".
Выходит, что "независимые" эксперты и политологи вольно или невольно участвуют в некой многоходовой игре, ставка в которой очень высока. Это - контроль над российским Северным Кавказом.
Ни для кого не секрет, что в современном мире Кавказский регион имеет ключевое геополитическое значение. Здесь пролегают важнейшие транспортные коммуникации из Европы в Азию, кратчайший путь на Запад для большой каспийской нефти, запасы которой сопоставимы лишь с ближневосточными месторождениями. Кавказ - удобный стратегический плацдарм для влияния на близлежащие регионы: Турцию, Иран, страны Центральной Азии и Китай. Наконец, Кавказ - весьма чувствительное "подбрюшье" России. России, на усиление которой кое-кто в мире по-прежнему смотрит недобро, сквозь призму времен "холодной войны".
И стоит ли удивляться, что этому израненному "подбрюшью" снова настойчиво пытаются сделать больно? Все события последних трех месяцев - словно звенья одной цепи. Вдруг вспыхнувший конфликт в Южной Осетии и резкое обострение отношений России и Грузии. Нападение боевиков на Ингушетию. Нападение на Грозный. Нападение на Северную Осетию...
В этой многоуровневой геополитической игре смешались в кучу бойцы г-на Саакашвили, и чеченские боевики, и арабские наемники. Вроде бы все - сами по себе, но отчего-то все - заодно. Заодно против России. Кто конкретно за всем этим стоит - неизвестно. Кому выгодно - легко догадаться.
Верны ли догадки? Об этом читатели могут судить сами, прочитав мнения известных российских политиков и экспертов.
Стратегия давления
ТО, ЧТО чудовищный теракт произошел именно в Северной Осетии, а перед этим поддерживаемый США Саакашвили предпринял атаку на южных осетин, еще раз свидетельствует о продуманности стратегии террористов. Осетины - главный оплот России на Северном Кавказе. Поэтому они и стали кровавой жертвой.
Теракты в России, с учетом предвыборной ситуации в США, отвлекли внимание мировой общественности, самих американских избирателей от полного провала США в Ираке, сыграли на ослабление России, набирающей силу в условиях немыслимо высоких цен на нефть. Отсутствие у Кремля внятной стратегии поведения на Кавказе лишь провоцирует боевиков и стоящие за ними силы использовать этот регион как главную болевую точку давления на российскую власть.
Срыв нарождающейся оси Париж - Берлин - Москва и стратегического союза Москва - Анкара из-за отмены визита В. Путина в Турцию, дестабилизация Кавказа и южного направления в целом - задачи слишком масштабные для исламского "международного терроризма". Напротив, исламский мир сегодня менее чем когда-либо заинтересован в обострении отношений с Россией, и даже радикальные исламисты не могут не понимать, насколько выгодна им укрепляющаяся геополитически самостоятельная Россия, проводящая независимую от США политику. На этом фоне нам остается только еще раз убедиться в том, что "Аль-Каида" и "международный терроризм" в целом являются не более чем инструментом. Корни зла пора искать не среди исполнителей, а среди заказчиков.
Война цивилизаций?
СЕГОДНЯ стало модным говорить о грядущей войне христианской и мусульманской цивилизаций. Своим мнением на этот счет делится политолог Сергей КУРГИНЯН.
ИДЕОЛОГИЯ существует отдельно от фактов, парит над ними, препарирует и интерпретирует их в свою пользу. Хотите примеры? Пожалуйста!
На чьей стороне воевала христианская Америка в Югославии? На стороне христиан-сербов или на стороне боснийских мусульман? На стороне мусульман! Какой конфликт цивилизаций?!
Кого поддержали насквозь исламские страны залива во время "Бури в пустыне"? Своего - пусть очень относительно исламского - иракского собрата или коалиционных христиан? Какой конфликт цивилизаций?!
Откуда этот самый бен Ладен появился? Он появился как бы "из-под Бжезинского". Он - продукт использования радикального исламизма против СССР. Умеете понимать значение слов? Одно дело - дядя сам на вас "наезжает", другое дело - его ИСПОЛЬЗУЮТ.
А Хусейн? Это же СВЕТСКИЙ ДИКТАТОР! Кому реально дорогу расчистили? Фундаменталистам, опирающимся даже не на умеренный Тегеран, а на радикальный Кум.
Террористический ислам - не цивилизационный субъект, а средство. Средство - чего? Отвечаю: весьма радикального переустройства мира.
Это новое мироустройство "не вытанцовывается" в том числе без краха России. Вот такой ислам и используют для этого краха! В Назрани, Грозном, Беслане - везде. Еще раз повторяю - ИСПОЛЬЗУЮТ!
Террор с двойным дном
Станислав БЕЛКОВСКИЙ, политолог:
- НА МОЙ взгляд, международный терроризм является порождением США. Он - следствие формирования однополярного мира в 90-е годы и одновременно кризиса либерализма.
Во время правления в США президента Билла Клинтона международный терроризм отнюдь не был главной проблемой человечества. Были террористы, брали заложников - всю жизнь брали. Но глобального процесса в качестве феномена мировой истории не существовало. В конце 90-х я встречался с несколькими "отставными" мировыми лидерами. Мы обсуждали, какие проблемы станут главными для человечества в новом веке, - терроризм не входил в первую тройку. Главным считался разрыв между богатыми и бедными.
Эта проблема существует и сегодня, но она уже не на первом месте. Главная - глобальная унификация, с которой человечество не смирится никогда. В этом причина очень многих конфликтов, в том числе в России. Например, в клинтоновские годы Америка была избалована экономическим благополучием, безоблачным существованием американцев. Им ничто не угрожало. Все бежали в объятия Америки. Она навязывала всему миру свои понятия о морали, ценностях жизни, включая "Макдоналдс", кока-колу и права человека.
Но американские стратеги прекрасно постигли незамысловатую истину о том, что подобные глобальные проекты всегда жертвенны по природе и требуют крови. В том числе и проект всеобщей, мировой американизации. Неслучайно незадолго до терактов 11 сентября замминистра обороны США Пол Вулфовиц говорил о том, что нации нужна мобилизация, а мобилизацию может дать только новый Перл-Харбор. Он и наступил, как по заказу, 11 сентября. Но осталось очень много неувязок.
Например. С одной стороны, американские спецслужбы не смогли предотвратить теракты, с другой - в течение нескольких дней после него располагали полным списком их исполнителей. В определенных автомобилях нашли Коран и летные инструкции на арабском языке. Но зачем оставлять Коран в этих местах? Слишком нарочито. Во-вторых, в летных школах США обучение проходит на английском языке, а не на арабском. Таких "нестыковок" много. Впору подумать, что подготовку атаки на торговый центр контролировали с самого начала. Она - эта атака - и стала предлогом глобальной войны с террором.
А вот еще одна загадка - субъектность международного терроризма. Известны лишь два имени - бен Ладен и его заместитель Заркави. Получается, что эти два человека, местонахождение которых неизвестно, реальное существование которых находится под вопросом, просто правят миром. Они уничтожают башни-близнецы в Нью-Йорке, пускают под откос поезда в Испании, взрывают нефтепроводы в Ираке, ставят на уши Чечню и всю Россию... То есть бен Ладен, который сидит где-то в горах Афганистана, координирует и направляет сложнейшие технологические операции при наличии огромной концентрации ресурсов. При этом он лишен связи и рискует в любой момент быть схваченным американскими спецслужбами. Но этого не происходит.
Лично я считаю, что к взрывам в Испании причастны американские спецслужбы. Они хотели таким образом перенести собственный менталитет на все нации, с которыми взаимодействуют. Надеялись, что и испанское общество сплотится против "Аль-Каиды" вокруг проамериканского лидера. Но получилось наоборот: проамериканский режим проиграл выборы. Антитеррористическая операция ассоциировалась с Америкой, а не с Испанией.
Таким образом, американские спецслужбы и элиты играют огромную роль в формировании инфраструктуры международного терроризма. Целеполагание здесь совершенно очевидно. Америке нужно оправдание ее сверхдержавного статуса. Важнейшее оправдание - борьба с мировым терроризмом, в которой только Америка может быть эффективной. Нам предлагают стать субъектом американоцентричного мира, подсовывая безотказный аргумент: если вы не с нами, терроризм вас задушит.
А для внутреннего пользования признание глобальной опасности терроризма должно оправдать отказ от ряда фундаментальных ценностей. Это касается той части богатого населения планеты, которое называют "золотым миллиардом".
"БЕЛАЯ" Америка поняла, что свобода перемещения, которая долгие годы считалась важнейшей ценностью, должна быть упразднена. Иначе афроамериканцы, латиноамериканцы, китайцы через десять лет будут иметь "контрольный пакет" американского электората. Когда наши либералы говорят сегодня о торжестве свободы перемещения, нужно вспомнить, когда нам было легче попасть в Америку и Европу - 15 лет назад или сейчас? Конечно, тогда. Сейчас свобода перемещения упраздняется самим "золотым миллиардом". Но для этого нужен повод: международный терроризм.
Далее - свобода слова. Выясняется, что бюрократической американской надстройке свобода слова не нужна и опасна. Вспомните фильм Майкла Мура "Фаренгейт 9/11". Весь мир увидел разоблачение американской элиты. В США его поначалу запретили к показу.
Это крушение американской либеральной доктрины. Она находится в кризисе. Международный терроризм - прекрасный повод и оправдание для отказа от нее в одностороннем порядке. Поэтому международный терроризм во многом порожден и поддерживается США с двумя целями.
Первая - подвести черту под либеральным проектом и достойно перейти к новому, постлиберальному.
Вторая - обосновать американское доминирование в мире.
Корень проблем - в Чечне
Дмитрий РОГОЗИН, лидер партии "Родина":
- КОНФЛИКТ в Чечне не разрешен до сих пор. С Южной Осетией и Абхазией речь идет уже о большом кавказском конфликте, где Россия никак не может занять твердую позицию.
В Чечне необходимо появление специального представителя президента, который возьмет на себя всю полноту власти. А президент республики должен сосредоточиться на политическом урегулировании - содействовать политике федерального центра и встречаться с людьми. Но это не относится к таким, как Масхадов и Басаев. От Масхадова ничего не зависит, и это в очередной раз продемонстрировали события в Беслане. Басаев - бандит, который должен быть уничтожен. Будет правильно, если Президент РФ или глава ФСБ поставят задачу одному из спецподразделений заняться исключительно его устранением. А чеченские бизнесмены, если они действительно хотят реабилитировать доброе имя чеченцев, должны стать спонсорами этого мероприятия.
С точки зрения безопасности сейчас в Чечне и Ингушетии нужно ввести режим чрезвычайного положения, заблокировать административные границы. Въезд на остальную территорию Российской Федерации оттуда должен осуществляться только по специальным разрешениям.
Григорий ЯВЛИНСКИЙ, лидер "Яблока":
- ЧЕРЕДА последних терактов, конечно, связана с конфликтом в Чечне. В течение 10 лет там проводилась политика, которая породила огромное количество обездоленных. В регионе огромная безработица, коррупция, число тех, кто поддерживает федеральную власть, незначительно.
У действий, которые власть должна предпринимать на Кавказе, - три стороны. Экономическая. Нужно, чтобы у людей были нормальная работа, доходы и условия жизни. Военная. Мерам, которые осуществляются для поимки бандитов, должны доверять местные жители. Нужно, чтобы прекратились бесследные исчезновения людей. Политическая. Нужно как можно большее количество чеченцев вовлечь в обсуждение ситуации. То есть не делать ставку на какой-то один клан или группу, не создавать ее искусственно. Исключение - убийцы и преступники, которые совершают теракты, не имеющие никаких оправданий. Шагом в сторону политического урегулирования со временем могут стать честные выборы чеченского парламента. А свести разговор о причинах трагедии к действиям международного терроризма - значит уклониться от решения проблемы.
Смотрите также:
- Известный идеолог "холодной войны" З. Бжезинский: "Америка проиграет войну в Ираке" →
- Присоединение России к антитеррористической коалиции: "за" и "против" →
- "9-я СТУДИЯ". Встреча в верхах - властная необходимость →