РЕЖИССЕР Майкл МУР в этом году стал настоящей сенсацией Каннского кинофестиваля - главный приз жюри отдало его документальному фильму "Фаренгейт 9/11". Картина рассказывает ужасную правду о войне США с Ираком, показывает сцены, которые не попали в эфир ни одного из телеканалов, и говорит о связях президента Буша с кланом Усамы бен Ладена. Документальное кино не удостаивалось такой чести в Каннах аж с 1956 года.
- МИСТЕР Мур, ваш фильм "Фаренгейт 9/11" уже собрал более 110 млн. долл. только в американском кинопрокате. Вы предвидели такой успех?
- Конечно, нет. Пару лет назад мой фильм "Боулинг для Коломбины" заработал в США почти в пять раз меньше, и это тогда стало рекордом документального жанра. Когда я работал над "Фаренгейтом 9/11", моей целью было не столько добиться коммерческого успеха, сколько "достучаться" до американской аудитории и поделиться той информацией, которой я обладал. И я могу только надеяться, что фильм сыграет свою роль в предстоящих президентских выборах в США и помешает переизбранию Джорджа Буша-младшего.
- Вы критикуете президента Буша с завидным постоянством. В прошлом году буквально потрясли общественность, выступив с обличительной речью на церемонии вручения "Оскара".
- Это был трудный момент. Представьте - мой фильм "Боулинг для Коломбины" только что победил в категории документального кино, и я поднимаюсь на сцену, чтобы получить "Оскара". Такое бывает раз в жизни, и одна моя половина ликует, но другая половина предательски шепчет: "Ты здесь не для того, чтобы радоваться, а для того, чтобы сделать заявление!" К тому моменту война в Ираке уже началась, и я не мог молчать. Я сказал с той сцены все, что думал, и нисколько в этом не раскаиваюсь.
- Правда ли, что сейчас вы всюду появляетесь только в сопровождении группы телохранителей? Вам угрожают?
- Киностудия, которая прокатывает "Фаренгейт 9/11", действительно наняла мне охрану, но они так поступают с каждым известным человеком, который участвует в их фильмах. Я не могу сказать, что опасаюсь покушения на мою жизнь или чего-то в этом роде. Конечно, сейчас я получаю письма не только от благодарных зрителей, но и от тех, кто мои фильмы ненавидит. Но если мне и нужно чего-нибудь опасаться, так это ресторанчиков фирмы "Макдоналдс". У меня есть некоторые проблемы с лишним весом, и если что-то и может угрожать моей жизни, так это фаст-фуд!
- Кем вы себя считаете - журналистом, общественным деятелем или кинематографистом?
- Только кинематографистом. Я не пишу для печатных изданий и не снимаю для каких-то телевизионных компаний. Я не состою ни в демократической, ни в республиканской партиях.
- Давайте пофантазируем. Представьте, что вас вдруг выбирают президентом США. Какие указы вы бы подписали первыми?
- Во-первых, я тут же вывел бы все американские подразделения из Ирака и полностью профинансировал бы восстановление этой страны из разрухи. Во-вторых, я максимально урезал бы те денежные потоки, которые идут сегодня из американского бюджета на различные военные программы Пентагона. Лучше направить эти средства на то, чтобы сделать медицинское обслуживание в США более доступным для простых граждан, которым оно частенько не по карману.
На эту тему мне, кстати, было бы интересно снять документальный фильм. Но, перед тем как приступать к работе над новой картиной, я хотел бы отдохнуть. Думаю, что заслужил короткий отпуск.
Последние четыре месяца я только и мечтаю о том, чтобы выспаться.
Благодарим за помощь в подготовке материала кинокомпанию "Царь".