Фаст-фуд по-русски

   
   

ВСЕ началось с замужества. А точнее, со знакомства по объявлению. Листая брачную газету, Вера наткнулась на предложение симпатичного фермера Питера из Дании, вышла замуж и уехала. Впрочем, речь пойдет не о ней, а о ее маме - тверской учительнице русского языка Наталье ОРЛОВОЙ. Отправляясь впервые в жизни за рубеж навестить дочку, она и не предполагала, как круто изменится ее жизнь.

Что за аркой?

ТАМ, в Дании, роясь на чердаке старого дома своего зятя, наша героиня обнаружила толстую пыльную книжку под названием "Что таится за аркой?". Взяла и со скуки прочитала. Благо владела она не только русским, но и иностранными языками. Аркой называлась огромная буква "М" - символ закусочной "Макдоналдс". В книге рассказывалось, как в маленьком городе Сан-Бернардино зародилась империя братьев Макдоналдов.

"Я подумала: чем Тверь хуже Сан-Бернардино? - вспоминает Наталья. - И главное - поверила в свои силы. Поняла, что человек может сделать многое". Кстати, тому человеку в Америке, который додумался превратить провинциальную закусочную во всемирную сеть, было на тот момент чуть за 50. Прямо как Наталье.

"В начале перестройки я верила, что отношение к учителям изменится. Но стало только хуже. Платили копейки, а потом и их стали задерживать". Так что Наталья без колебаний распрощалась со своей профессией.

Для начала купила несколько батонов хлеба, колбасы, сыра и принялась за дело. "Ресторанов "Макдоналдс", о которых я читала, в нашем городе не существовало. Зато административных зданий, где людям негде и нечего поесть, было уже предостаточно", - рассуждала бывшая учительница средней школы, нарезая в своей маленькой кухне бутерброды. Первые кулинарные изыски Наталья Орлова понесла в бывший НИИ мелиорации, расхватанный на офисы мелкими фирмочками.

Бутерброды расходились вяло. Наш народ американскую сухомятку не жаловал, требовал горячей пищи. Тогда новоиспеченная предпринимательница попробовала приготовить домашнее: котлеты, картошечку, салатики. Чуть позже в меню появились даже супы. Вот тут-то офисные работники "распробовали" Натальины услуги. Уже через месяц вместо одного этажа она обслуживала все здание.

Шестиметровая кухня не выдерживала рыночных размахов. Наша героиня нашла выход: в городе была столовая, где могли приготовить гораздо больше, чем продать. И жизнь закрутилась. Наталья вставала в 6 утра, бежала в столовую - брала у них первое и салаты. Загружала сумки - и домой. А мясные блюда общепиту не доверяла. Своими руками крутила котлеты, готовила отбивные. К 12 дня все должно быть готово, разложено в пластиковые упаковки. С полудня она несла стряпню по офисам.

Через два месяца Наталья зарабатывала уже несколько зарплат школьного учителя. Клиенты не уставали нахваливать ее еду, стали делать свои заказы, высказывать пожелания. "Знаете, что меня подстегивало? - признается Орлова. - Мой муж мне всегда говорил, что я готовить не умею. А тут десятки посторонних людей пальчики облизывали. Вот так-то! - утерла я ему нос".

Слава об офисных обедах расползалась по городу. Наталья стала обслуживать уже два здания. Пары рук и ног тут уже не хватало. Дала объявление в газету, чтобы найти разносчиков.

- Первое время ко мне приходили девушки в шубах и на каблуках. Денечек походят и со словами: "Ой, это не для меня!" - сбегают. Так человек тридцать прошло. Наконец нашла двух ребят - студента и молодую девушку. Платила им по 10% от заказа.

От чего прикурить?

ВПРОЧЕМ, не все шло гладко. "Помню, как штурмовали один магазин, - рассказывает Натальина помощница Ольга. - Пришли, стали свои обеды предлагать. Продавщицы обрадовались, а директор магазина упирается. Я ему и так и сяк. Он - ни в какую! Оказалось, что часть его помещения арендует кафе. И конкуренты им не нужны. Вот только никто из его работников там не обедал - дорого".

Доставка - вот главная проблема, с которой столкнулась Наталья. "У нас не Америка, где мальчики и девочки на роликах или велосипедах развозят обеды. Зимой - сугробы по колено, а летом все равно дороги не позволяют. Поставить всю систему на поток одной у меня пока не получается. Помогать никто не хочет".

Пробовала Орлова взять кредит в банке. Просила всего 20 тысяч рублей. Отказали - банк с суммами меньше 500 тысяч и связываться не хочет. Да еще уйма требований и высокие проценты. И бизнес показался им недостаточно надежным. "И это при том, что я зарегистрировалась по закону и плачу налоги", - замечает Наталья. Но сдаваться наша героиня не хочет.

- Всерьез верите, что станете российским "Макдоналдсом"? - интересуюсь я.

- Их путь для меня - вовсе не руководство по бизнесу. Просто, когда я поняла, что дело подходит к пенсии, а прожить на нее невозможно, мне захотелось побороться за свое благополучие. Мы все в России - как машины с разряженными аккумуляторами. Ездить они вполне могут - вот только не могут завестись. Меня завели Дания и "Макдоналдс". Кого-то вдохновит другое. Главное, чтобы было от чего "прикурить".

Смотрите также: