СЕМИБАЛЛЬНОЕ землетрясение проползло под 80-тысячным городом, как гигантский удав. Часть домов ушла под воду. Полгорода превратилось в руины, похоронив под собой спавших людей. Непроглядная тьма, мертвая тишина легли на город. Под застывшей волной из кровли, черепиц и бетона люди. Десятки тысяч. Стоны и крики. И ни единого человека на улицах. Город вымер. Стал безлюдной пустыней.
Лежит женщина. Ноги зажаты бетонной плитой. Дом сложился слоями, этаж за этажом. Женщина тихо стонет. Рядом сидит сын и гладит ее по голове. Он ничего больше для нее не может сделать... Пока не пришли русские спасатели. Они достали ее из завала за час. И ринулись в глубь петлявших улочек. Они потеряли друг друга из виду. Забыли счет времени, забыли о том, что и человеческим силам бывает предел. Они плакали, матерились и бросались в завалы, как в атаку. А рядом стояли турки и ждали своей очереди или, обезумев от горя, бросались на спасателей и врачей: "Почему уходите, не достав мою семью, они живы, они умереть не могли!.."
Спасли одного из ста
УЖЕ на третий день над руинами повис тяжелый приторный запах смерти. Под завалами начали разлагаться тысячи тел. Начальник оперативной группы МЧС России генерал-лейтенант С. Суанов считает: "Была допущена трагическая ошибка, когда турецкие власти поначалу сообщили лишь о 400 пострадавших, не рискнув дать реальную оценку масштабам катастрофы. Мы примчались на первые сутки потому, что по своему трагическому опыту знаем, что может стать с городом после 7-балльного землетрясения. Пришли первыми, даже раньше турок. К исходу четвертых суток эпицентр был наводнен спасателями из разных стран, но было уже поздно. А в первые сутки число спасенных можно было бы умножать на количество спасателей".
На пятый день расклад был такой: из 147 спасенных из завалов 72 приходилось на российских спасателей. 56 человек, в буквальном смысле вырубленных спасателями из бетона, достали из руин в первые двое суток. Работали, как на конвейере. Могли бы больше, если бы успели. На четвертые сутки пробивались к 29 человекам в надежде на то, что они живые. А на самом деле были живы только 5. Заработал неумолимый конвейер смерти. Сегодня в Турции еще никто не знает точного числа погибших. Но наверняка оно достигнет 20 тысяч человек.
В Центре медицины катастроф по опыту работы в трех разрушительных землетрясениях знают, что после 6 часов, проведенных человеком в завале, бороться за жизнь с каждой минутой все труднее. Синдром длительного сдавливания - так это называется. На людей часами и сутками давили тонны искореженного бетона, их доставали из завалов с проломленными черепами, переломанными руками и ногами, расплющенными грудными клетками. Трупный яд из омертвевших тканей с кровью начинал разливаться по всему организму... Но ни один, даже самый тяжелый пострадавший не умер на руках наших врачей. Через наш мобильный госпиталь прошли 437 человек.
Потому что русские
НАШИ спасатели выделялись среди других поисковых групп пропыленными и изорванными комбинезонами, серыми от усталости лицами: они 12 часов пробивались к матери с трехлетним ребенком и спасли их. Даже русские собаки отличались от иностранных "коллег": со сбитыми в кровь лапами, с поджатыми от ужаса ушами и слезящимися глазами - их учили искать живых, а они то и дело натыкались на обезображенных, разлагающихся покойников.
"Мы работаем по живым!" - твердили спасатели, которых то и дело звали доставать из завалов мертвых. Не по злому умыслу, а потому что надеялись: русские придут, спасут - и дорогие сердцу люди воскреснут. Ведь погасили же русские Илы-76 за 1 час пожар над огромным нефтезаводом. Канадским и американским самолетам за четыре дня этого не удалось...
Русские уходили, поздравив своего генерала с 50-летним юбилеем. Праздновали без бурного веселья и изысканных банкетов. Почти по-фронтовому. Турки узнали и принесли подарок - погоны генерала турецкой армии, а родившемуся мальчику, мать которого накануне родов достали из завала наши спасатели, дали второе имя - Станислав. В честь русских спасателей.
Смотрите также:
- НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ. Говорят раненые →
- Братская могила для живых и мертвых →
- Война длиной в 3 дня →