Чьи деньги отмывает "Бэнк оф Нью-Йорк"?

   
   

Как это начиналось

НЕСКОЛЬКО месяцев назад жители Куинса - небогатого района Нью-Йорка - с удивлением заметили, как несколько совсем небедно одетых мужчин роются в мусорных баках у приземистого конторского здания. Это были сотрудники ФБР, расследующие дело об отмывании миллиардов долларов через респектабельнейший банк "Бэнк оф Нью-Йорк", основанный в 1784 г. героем американской революции Александром Гамильтоном.

В здании, о котором идет речь, находится офис компаний "Торфинекс" и "Бенекс". Он представляет собой почти пустую комнату с тремя столами, на которых стоят телефоны и компьютеры. Женщина, подошедшая к двери, когда в офис нагрянули журналисты, сообщила, что "Торфинекс" занимается "переводом денег", а "Бенекс" просто получает почту на этот адрес. В основном вся деятельность "Бенекс" велась из квартиры ее хозяина в том же Куинсе.

В США, где давно существуют строгие законы против отмывания денег, банки обязаны сообщать властям о всех подозрительных проводках. "Бэнк оф Нью-Йорк" сделал это лишь после того, как узнал о ведущемся расследовании.

ФБР получило информацию о подозрительно бурной деятельности "Бенекс" в "Бэнк оф Нью-Йорк" не только от другого банка, но и от английских сыщиков, сделавших "стойку" на лондонскую фирму "Бенекс уайдуорлд", через которую вдруг забил денежный поток необыкновенной силы. Как и нью-йоркскую "Бенекс", лондонскую открыл выходец из России Петр Берлин, которому сейчас 44 года. Как оказалось, он женат на вице-президенте "Бэнк оф Нью-Йорк" бывшей ленинградке Люси Эдвардс, в девичестве Людмиле Прицкер, которая поручилась за него перед банком, когда открывала ему счета, но скрыла, что новый клиент - ее муж.

В ходе обыска в лондонской квартире супругов были обнаружены бланки "Бэнк оф Нью-Йорк", но с домашним адресом Эдвардс. Банк заподозрил, что она обделывала под его вывеской какие-то свои дела, и уволил ее.

Офис "Бенекс" в предместье Лондона находится дома у человека по имени Наим Улла Горайя, который говорит, что является лишь делопроизводителем фирмы и Берлина в глаза не видел.

В прессе упоминается сумма 4,2 млрд. долл.: именно столько денег прошло через шесть счетов "Бенекс" в "Бэнк оф Нью-Йорк" лишь с октября по май. Называют и куда большие суммы: 10 млрд., 15 млрд., но и четырех миллиардов вполне достаточно, чтобы насторожить власти всерьез.

А что об этом думают в России

Егор ГАЙДАР, директор Института экономики переходного периода:

- При нашей налоговой системе честный бизнес, стопроцентно платящий налоги, вести крайне сложно. Поэтому многие капиталы убегают от налогов. Ну а поскольку это деньги, не поступившие в казну в виде налогов, то их вполне можно назвать бюджетными.

Павел БУНИЧ, председатель Комитета Государственной Думы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности:

- Названная астрономическая сумма - это первое, что вызывает недоверие. Второе - если бы криминальная часть этих "неправедных" денег составляла не треть, как сообщается, а побольше, эта история казалась бы более правдоподобной. Я допускаю, что в криминальном мире России такие деньги есть. Вытащить у МВФ 10 млрд. долл. и перевести их незаметно в "Бэнк оф Нью-Йорк", по моему мнению, невозможно.

Михаил ЗАДОРНОВ, бывший министр финансов и спецпредставитель президента РФ в международных финансовых организациях:

- Конечно, утечка капитала из России происходит. По самым скромным оценкам, за 8-10 лет она могла составить 30-40 млрд. Но только деньги МВФ тут ни при чем. Действительно, в июле 1998 г. Россия получила от фонда 4,8 млрд. долл. Из них 1 млрд. ушел на погашение долга Минфина по ГКО. 3,8 млрд. - на пополнение валютных резервов Центробанка. Деньги поступили на счет Центрального банка в одном из 12 банков Федеральной резервной системы США. Сам по себе кредит МВФ чисто технически не мог быть кем-то "отмыт". Другое дело, что в дальнейшем эти деньги, попав в российский бюджет и доставшись тем или иным предприятиям, теоретически могли оказаться за границей, в том числе и на счетах "Бэнк оф Нью-Йорк".

Смотрите также: