НА ВОПРОСЫ "АиФ" о ситуации на Северном Кавказе отвечает лидер движения "Наш дом - Россия" Виктор ЧЕРНОМЫРДИН.
Шамиль Басаев, дышите глубже!
- Виктор Степанович, вы работали премьер-министром, когда начиналась первая чеченская война. Помнится, в ту пору вы не были горячим сторонником силового варианта развития событий?
- Да, я не являлся непосредственным участником подготовки той операции, не принимал ключевых военных решений. Президент поручил мне тогда заниматься исключительно хозяйством, экономикой. Но, конечно, все события происходили у меня на глазах... Когда осенью 94-го года вопрос о Чечне впервые встал на Совете безопасности, меня больше всего удивило то, сколько Грачев попросил времени на проведение операции. Заявил, что за неделю управится чуть ли не одним батальоном. Я тогда поделился с президентом своими сомнениями насчет подготовленности военной кампании и предложил как минимум на месяц продлить эту подготовку.
Но было принято иное решение. И когда все это закрутилось, когда сотнями начали гибнуть наши ребята, я был уже категорическим противником продолжения кровопролития.
- Однако многие в России до сих пор не могут вам простить, что в ходе буденновских событий вы отпустили Басаева.
- А я не хотел его отпускать! Мало кто знает, как все происходило на самом деле.
Когда случился захват больницы в Буденновске, я был вынужден вмешаться. Боялся за судьбу заложников. Боялся, что силовики перестараются и наделают там беды. Послал в Буденновск ответственных людей и велел всех предупредить, что любые действия - только с моего разрешения. Там уже находились Ерин, Степашин. Они взяли больницу в кольцо - одно, второе.
Готовились к штурму.
Я опасался, что получится кровавая мясорубка. И сказал начальнику УВД Ставропольского края, который вел с Басаевым переговоры, что буду сам разговаривать с этим бандитом. Басаев попросил только одного - дать ему автобусы и позволить уехать. Я дал команду предоставить машины, но предварительно их оборудовать спецсредствами, чтобы всех террористов повязать прямо в автобусах.
- Что это было за оборудование?
- Баллоны с усыпляющим газом. Нашим генералам я сказал, чтобы не рассчитывали на дураков - сделали все как можно аккуратнее... Но аккуратнее не получилось. Выйдя к автобусам, Басаев поменял наших водителей на своих людей. Спрятанное спецоборудование они обнаружили и обезвредили. И потом уже ничего нельзя было с ними сделать, не рискуя жизнями заложников, которые находились в автобусах.
Узелок "шелкового" пути
- Давайте обратимся к сегодняшним событиям на Северном Кавказе. Согласитесь, ситуация в корне изменилась. Военная операция на этот раз тщательно подготовлена. Генералы стали беречь солдатские жизни. Общественное мнение и большинство партий на стороне правительства. "Наш дом - Россия" - в их числе?
- Да, наше движение твердо поддерживает правительство и силовые структуры в их стремлении навести порядок на Северном Кавказе, покончить с терроризмом. И мы будем до конца отстаивать позицию бескомпромиссной борьбы с бандитами - до полного их уничтожения.
- Почему, на ваш взгляд, попытка навести порядок в Чечне вызвала такое ожесточение на Западе? Мы уже поплатились за нее отказом МВФ продолжить кредитование России.
- Меня это не удивляет. На Западе, к сожалению, есть политики, которые совершенно сознательно пытаются представить Россию в образе грубой и дестабилизирующей силы, создающей хаос и массу беззащитных беженцев. Этим политикам чужды интересы народов Кавказа, они далеки от понимания проблем жителей этой древней земли. Но они рвутся на Кавказский перешеек, потому что давно смекнули - это тот геополитический узелок, который связывает Запад с остальным миром, открывает "шелковый" путь к сокровищам Востока.
- А может быть, Запад всего лишь пытается предложить нам свои способы борьбы с террористами?
- Чеченская Республика - это часть России. К сожалению, сегодня она тяжело больна. Но у России достаточно ума, сил и средств, чтобы поднять больного на ноги. Мы в состоянии навести порядок в нашем собственном доме и не нуждаемся ни в помощи США, ни в помощи НАТО.
Хватит балканской трагедии.
Еще раз подчеркиваю: Чечня - это внутрироссийская проблема. Государство несет ответственность за жизнь и защиту прав и свобод проживающих здесь граждан России. Чеченцы особенно пострадали от басаевых и хаттабов. Они понесли больше всего жертв, устали от войны. Без преувеличения, российские генералы, офицеры и солдаты осуществляют миротворческую миссию, избавляя этих обездоленных людей от бандитов, помогая им создать достойные условия жизни.
Да, сепаратистские силы в Чечне откровенно ставят свои узкие политические интересы выше интересов собственного народа. Их заинтересованность понятна. Но я не могу понять российских политиков, допускающих нарушение территориальной целостности государства, по сути - расчленение великой России.
Хватит торговать рабами
НАВЕДЕНИЕ порядка в Кавказском регионе означает укрепление демократии, восстановление законности и суверенных прав человека. Это не борьба с исламом, как пытаются представить дело боевики. Это - борьба с экстремизмом. Новоявленных "защитников ислама" интересует вовсе не высокая миссия этой древней религии. Их интересует конкретная выгода от торговли рабами, наркотиками и оружием. Именно они своими действиями изгоняют собственный народ с его земель, заставляют людей искать убежище в соседних краях, где не стреляют, не режут, не крадут, где дают кров и работу. Абсолютное большинство чеченского народа разбросано по всей территории России.
- Не так давно ваш вечный оппонент Григорий Явлинский призвал к началу переговоров с чеченцами, фактически - к свертыванию военных действий. Ваше мнение?
- Я категорически осуждаю те внутрироссийские силы, которые вторят антироссийским западным кругам, раздувают истерию вокруг "гуманитарной катастрофы", требуют остановить военную операцию и начать переговоры. Возникает вопрос: переговоры с кем? С бандитами переговоры не ведутся. Бандиты уничтожаются ради тех, кто хочет нормально жить и работать.
Террористы - организаторы варварских взрывов во Владикавказе, в Буйнакске, в Москве и Волгодонске - должны понести заслуженное наказание, в какой бы точке земного шара они ни находились. Конечно, ликвидацию незаконных бандформирований в Чечне нужно тесно увязывать с мерами политического характера. Я имею в виду переговоры и в результате - совместные действия с лидерами, которых называют сами жители: старейшинами, образованными и уважаемыми людьми, способными обеспечить поддержание порядка на своих территориях. Сейчас этот процесс постепенно разворачивается.
Я за поиск мирных политических путей урегулирования на Кавказе. И эти пути будут найдены, если в борьбе с преступностью и в поддержке нормального экономического и культурного развития региона объединят свои усилия Россия, Азербайджан, Армения, Грузия. Другого выбора у нас нет.
Смотрите также:
- АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. Чеченский узел. Истоки и перспективы →
- Российский Кавказ поднимает зеленое знамя →
- Чечня: свет в конце тоннеля? →