В ПОСЛЕДНИЕ дни уходящего года принято подводить итоги сделанному, срочно завершать начатые дела, чтобы не уносить с собой в новый год старые проблемы и не заводить новых. Многие из нас, кто не успел еще поменять свое старое водительское удостоверение на новое, терзаются этой мыслью. Осталось меньше полутора месяцев - с 1 января 2000 года старые права будут признаны недействительными. Как сказал в интервью 6 ноября начальник ГУ ГИБДД МВД России В. А. Федоров, сам обмен будет продлен, но водители, не имеющие удостоверений нового образца, не вправе будут управлять транспортными средствами. Так что придется спешить. Тем более что большая часть отечественных автомобилистов отложила обмен на последний момент.
С ЧЕГО начать? В воображении возникает длиннющая очередь в отделении ГИБДД, строгий инспектор, требующий пройти экзамен на Правила дорожного движения заново... Однако не стоит пугать себя подобными картинами. Экзамены сдавать не придется, при себе необходимо иметь старые права, действительную медсправку, паспорт и желательно учетную карточку водителя. Наличие этой карточки ускорит весь процесс и не потребует дополнительной проверки.
Обмен прав - не прихоть ГИБДД, а требование международной конвенции. Граждане России должны иметь документы Российской Федерации, а не государства, уже 8 лет не существующего на карте. До сих пор россияне постоянно испытывали неудобства при поездках за границу. И не только в далеких заморских странах сотрудники дорожных служб придирались к нашим документам. Даже в ближнем зарубежье, на той же Украине, права советского образца давно не устраивают работников автоинспекции.
Итак, с нового года в Российской Федерации будут действительны два вида водительских удостоверений. Первый вариант - ламинированные бумажные права с черно-белой (или цветной) фотографией. Кстати, неопределенность в отношении фотографии провоцирует недоумение у многих дорожных контролеров как в самой России, так и за ее пределами: у одного - цветная, у другого - черно-белая, у третьего - с уголком, у четвертого - вообще десятилетней давности. По сути, новые "бумажные" права ничем не отличаются от документов советского образца, они отпечатаны на той же фабрике Гознака, только с аббревиатурой RUS. Порядок их получения тоже мало чем отличается от прежнего: сначала нужно посетить отделение ГИБДД, собрать все необходимые квитанции, оплатить их в сбербанке, не забыть сфотографироваться, опять же заплатить за проезд и фотографии, дождаться, пока снимки будут готовы (скорее всего это произойдет только на следующий день, если, конечно, вы не пожелаете прибавить за срочность, и остается надеяться, что фото будут удачными, чтобы не платить заново), потом придется опять занимать очередь в ГИБДД, где вам оформят новый документ. Кстати, свое потраченное время можете оценить сами. Так складывается реальная стоимость "бумажных" прав.
Второй вариант значительно более удобен в исполнении для водителей, но и несколько дороже: пластиковые права с цветной фотографией, которую вам сделают прямо на месте, в отделении ГИБДД. Вся процедура изготовления займет не более 2 минут, останется только оплатить квитанции. Пластиковые права в два раза меньше бумажных, имеют форму кредитной карточки и соответствуют мировым стандартам. Водительские удостоверения такого образца распространены во всем мире и давно зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Мировая тенденция отказа от бумажных документов и переход к пластику в различных областях - процесс необратимый. И это полностью отвечает бурному развитию современных информационных технологий.
Этот "пластиковый" вид документа разработан предприятиями российской оборонной промышленности и мировым лидером в производстве пластиковых документов - компанией "Полароид". Испытания на прочность, долговечность, воздействие различных внешних факторов новые права проходили как в самой России, так и в авторитетных независимых лабораториях США. Карточки прошли многочисленные тесты - их стирали в машине с сильнейшим стиральным порошком и подвергали химической и термической обработкам, сгибали и терли. Плюс ко всему их невозможно подделать без появления дефектов. В результате новые пластиковые права выдержали все негативные воздействия без видимых повреждений и были признаны соответствующими мировым стандартам. За гарантию качества и долговечности отвечает фирма-изготовитель.
По имеющимся данным, на сегодняшний день более 12 млн. россиян отдали предпочтение именно этим документам. Большие производственные мощности оборудования и скорость изготовления этих современных документов позволяют значительно уменьшить очереди во всех отделениях ГИБДД. Новые права получили сотрудники аппарата Президента, Госдумы, Федерального Собрания и Правительства России, а также сами работники ГИБДД и МВД. Мы поинтересовались у главного автоинспектора страны В. А. Федорова, какие права у него - начальник Главного управления ГИБДД имеет пластиковые права.
Что выбирать - решать нам с вами. Говорят, что у владельцев новых бумажных прав уже начались проблемы за границей - там, де, недействительны документы с разнотипными фотографиями и отсутствием единого стандарта заполнения самого бланка. Так что, меняя старое на новое, стоит подумать, чтобы не пришлось менять вторично.
Но главное - если вы хотите встретить Новый год со спокойной душой и на колесах, поспешите избавиться от старых прав. Обмен будет продлен и на начало 2000 года. А вот действие старых прав заканчивается уже через полтора месяца: если сотрудник ГИБДД обнаружит, что вы за рулем автомобиля и не имеете новых прав, наказания не избежать.