Примерное время чтения: 6 минут
173

ГИБлое Дело, Друзья!

Здравствуйте, уважаемая редакция! На днях зять мне "радостную" новость сообщил. Оказывается, всем нам, у кого в водительских правах срок действия не проставлен, надо срочно обменять их на новые, международные. А зачем мне, пенсионеру, такие права? За границу я не собираюсь. Похоже, обмен затеян с одной целью: деньги из водителей выкачать.

А. В е р е м е й, Псковская обл.

Начальник российской ГИБДД генерал Федоров заверял, что замена удостоверений обойдется водителям "не слишком дорого". А у нас в городе-курорте новые права уже вздорожали с 80 до 205 руб.!

А. С е м е н о в, Сочи

ЭТО - далеко не самые "сердитые" из поступивших в редакцию читательских откликов на начавшийся в стране обмен водительских удостоверений. Из-за отсутствия достоверной информации среди автомобилистов множатся слухи. Утверждают, например, что вся эта акция затеяна лишь затем, чтобы "отсечь" от руля тех, кто управляет автомобилем по доверенности. По другой версии, обмен пролоббировали в правительстве фирмы - изготовители пластиковых карточек, поскольку им это сулит огромные прибыли. Но в целом авторы писем сходятся в одном: обмен удостоверений - коварная затея ГИБДД, надуманный повод обобрать автомобилистов.

ЗАЧЕМ МЕНЯТЬ ПРАВА?

В ГЛАВНОМ управлении ГИБДД МВД России упрек в коварном замысле решительно отмели. Мы, дескать, люди служивые и лишь выполняем постановление правительства. Замена предусмотрена новыми Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений. Постановление N 831 было подписано 8 июля 1997 г. Каковы же доводы тех, кто этот документ готовил и кто теперь его выполняет?

Во-первых, утверждают в ГИБДД, водительские документы, которыми мы пользуемся, несут символику СССР, то есть несуществующего государства.

Во-вторых, на руках у автомобилистов огромное количество незаконно полученных, купленных, а то и просто фальшивых документов. И наконец, втретьих, практика выдавать бессрочные водительские удостоверения международным нормам не соответствует. За рубежом максимальный срок действия удостоверения - 10 лет. И это не случайно. Останавливает, допустим, инспектор убеленного сединами водителя, а с фотографии на удостоверении смотрит 20-летний юноша. Вот и остается гадать, он это или не он. Таковы вкратце основные аргументы руководства ГИБДД в пользу проводимого обмена. Выглядят они не слишком убедительно.

Девятый год носим мы в карманах "молоткасто-серпастые паспортины", и никого это, похоже, не удивляет. Фальшивки - тоже аргумент спорный. Подделывают даже служебные удостоверения милиции и ФСБ. Но это же не повод затевать их всероссийский

обмен! К тому же те, кто однажды уже купил водительские права, купят их снова. Были бы деньги...

Короче, устаревшие фото на удостоверениях - вот, пожалуй, единственный весомый аргумент.

ДОКАЖИ, ЧТО ТЫ НЕ ВЕРБЛЮД

ИТАК, обладателей водительских удостоверений старого образца ждут малоприятные хлопоты. Обмену подлежат документы, срок действия которых истек, и те, на которых он вообще не проставлен. Времени на эту процедуру отведено немного: до 1 января 2000 года.

Кроме паспорта или документа, его заменяющего, медицинской справки и личной карточки водителя, никаких других бумаг предъявлять не требуется. Замена проводится без сдачи экзаменов. Нужно лишь документально подтвердить, что свое удостоверение вы получили законно.

Однако не все ведь настолько предусмотрительны, чтобы десятки лет сберегать выданные в автошколе бумаги. Хорошо, если права были получены в местном отделении ГАИ. По инструкции регистрационные документы хранятся в архиве 60 лет. А как быть, если удостоверение было выдано в бывшей союзной республике - ныне независимом государстве? Но в ГИБДД заверили, что в таких случаях сотрудники милиции сами организуют проверку. На период ее проведения - 2 месяца - водителю выдадут временное удостоверение. И еще одна деталь. Стоимость обмена удостоверений устанавливают местные власти. Как воспользовались они этим правом в г. Сочи, мы из письма читателя уже знаем.

КОМУ ЭТО ВЫГОДНО

НЕКОТОРЫЕ водители об обмене пока не слыхали, но МРЭО уже сегодня осаждают толпы людей. Многие, отстояв последовательно в трех очередях, так и уходят ни с чем. По всему видно, что к подобному наплыву посетителей здесь не готовы. Лишь счастливчикам, занявшим очередь к окошку задолго до открытия, удается получить новые документы в тот же день. Но это при условии, что все бумаги заполнены безупречно.

В несомненном выигрыше от этой затеи лишь фирмы - изготовители удостоверений. В Москве, например, монополистом стало некое АО "ОТТ".

О масштабах их деятельности судить трудно, поскольку в столичном управлении ГИБДД не смогли ответить на простой вопрос: сколько водительских удостоверений предстоит обменять? Даже приблизительную цифру назвать не смогли!

Между тем кое-что все же известно. Например, что только в Москве насчитывается уже почти 2,5 млн. водителей и что лишь 123 тыс. из них сумели обменять документы за весь прошлый год. При таких темпах работы МРЭО в январе 2000 г. в одной лишь столице появится миллион нарушителей с просроченными документами. То-то инспекторам раздолье - штрафуй направо и налево!

Выходит, правы наши читатели: затеянный властями обмен удостоверений очень смахивает на авантюру, ущемляющую права миллионов россиян. К счастью, здравый смысл берет верх. На прошлой неделе по решению Главного управления ГИБДД МВД РФ в правила обмена внесены некоторые изменения. Решено ограничиться обменом удостоверений, выданных еще во времена СССР. Те, у кого на документах есть значок "RUS", пока могут не волноваться. Вместо пластиковых удостоверений любой водитель теперь может получить новые права на бумажном бланке.

А не лучше ли было не мучить людей, а провести обмен поэтапно? Начав с обмена документов, выданных 35-40 лет назад, продвигаться по десятилетиям в течение нескольких лет.

Кстати, новые права всем выдают на срок 10 лет. Значит, в 2009 г. все повторится?

Как бы то ни было, авторитета милиции эта акция явно не прибавит. Остряки уже дали расшифровку названия ГИБДД: "Гиблое дело, друзья!"

Подробнее об обмене прав читайте в очередном номере "АиФ -Разбор"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно