СЕНСАЦИЯ: на сцене Большого театра на днях можно было увидеть абсолютно голого мужчину. Впервые за всю его историю. Шведская балетная группа "Куллберг-балет" показала нашумевший по всему миру спектакль. Это "Жизель" на музыку Адольфа Адана. "Чем тут можно "нашуметь?" - подумаете вы. Вот уже почти 200 лет "Жизель" - самый "правоверный" балет, проверка на классность для любых исполнителей, хореография его давным-давно устоялась. Есть только различные редакции, где время от времени балетмейстеры пытаются освежить старинный замысел. В Большом театре в Москве роль своеобразного "кондишн" сыграли костюмы великого модельера Юбера де Живанши. А вот шведы взялись за дело радикально.
Прославленный балетмейстер Матс Эк расправился с классической "Жизелью" по-своему и, надо сказать, совсем не бесталанно. Спектакль любопытный, с необычной пластикой. В нем великолепно звучит запись, очевидно, с пластинок Герберта фон Карояна. Но стиль музыки входит в явное противоречие с любопытным замыслом талантливого балетмейстера и художницы Мари-Луизы Экман. С 1982 г. балетный мир спорит: имел ли Эк еще тогда право поместить во втором акте сошедшую с ума Жизель в психиатрическую больницу вместо кладбища? Имел ли он право так эстетически настырно противопоставлять город деревне? Пейзанская простушка Жизель у Эка уже родилась с "дрейфующей крышей", к тому же весьма мужеподобна, а соблазнитель Альбер - изысканный горожанин в белом фраке и... тапочках.
С самых первых "па" мы понимаем, что Жизель - девушка "отвязная" и с общепринятыми нормами считаться не собирается. В первом акте сценический задник изображает деревенский пейзаж, в котором просматриваются части женского тела. Второй акт - психиатрическая лечебница, а на заднике тоже части тела, только в белом. Сумасшедшие девушки окружают Жизель. Повелительница Виллис Мирта - старшая медсестра, и никакого кладбища, только больничные рубашки, зашнурованные на спине. Приходит влюбленный в Жизель простак Илларион, который атмосферы психушки не выдерживает. Грациозный эстет Альбер, из-за роковой любви к которому окончательно помешалась Жизель, приходит навестить больную в смокинге, но вскоре фантазия балетмейстера его раздевает - сначала до пояса, а потом и абсолютно. Торжествует фрейдистская мысль о полном освобождении человека от всяческих комплексов. Только при чем здесь музыка Адана и вечный старинный сюжет?
Смотрите также:
- Москва - Питер. Вечный спор. "Жизель": до и после евроремонта →
- "Турандот" и китайский синдром →
- Горбун с лицом Цискаридзе →