Само обливание грязью стоит денег.

   
   

Считает председатель правления Национального резервного банка Александр ЛЕБЕДЕВ

- В последние годы вы были на всех крупнейших мировых форумах. Как нас видят со стороны? Остается ли к нам интерес и будут ли финансовые структуры Запада иметь дело с Россией в ближайшие годы?

- За последние 2 года я не слышал за рубежом ни одного голоса, который отзывался бы о России положительно. К нам сейчас относятся стереотипно плохо. Этому во многом способствуем мы сами. Вот только некоторые утверждения наших политиков и экономистов, которые постоянно повторяются за рубежом: "Астрономически большие суммы утекают за рубеж"; "60% российской банковской системы криминализировано"; "Россия - страна с одним из самых высоких уровней коррупции" и т. д.

Теперь еще добавились сюжеты о Центробанке и генпрокуроре...

Подобного рода скандальная информация и является для Запада источником формирования общественного мнения о происходящем в России. То, о чем мы с такой легкостью заявляем в наших СМИ, приводит к негативному отношению к нам, и это во многом разрушает механизм сотрудничества со странами Запада.

Сейчас пришло время для квалифицированных и безошибочных действий, вместо того чтобы публично обливать себя грязью, теряя свой авторитет, влияние, а заодно и большие деньги. Как минимум несколько миллиардов долларов мы уже на этом потеряли и продолжаем терять еще.

Стоит отметить, что при всем этом интерес к России остается большой. У нас немало направлений по прибыльному вложению денег. А у западных предпринимателей всегда остается интерес к получению прибыли.

- Без компенсации потерь на рынке ГКО-ОФЗ придут ли обратно в российскую экономику крупные финансовые игроки?

- Ни для кого не секрет, что часть средств западных банков, вложенных в ГКО, являлась деньгами их клиентов. Банки покупали ГКО по заданию клиента, только если тот резервировал на счете банка суммы, равные стоимости ГКО. Когда ГКО были обрушены, западные банки просто изъяли залог.

Так что они после "заморозки" выплат по ГКО частично деньги себе вернули. За время существования рынка ГКО клиенты этих банков тоже очень неплохо заработали: получая по 100-200% годовых, они вполне отдавали себе отчет, что столь высокодоходные операции и полученные сверхприбыли являются в то же время высокорискованными.

- После августовского "нокаута" многие российские банки надо было "выносить с ринга". Но сейчас не обанкрочен ни один "системообразующий" банк... Правительство, похоже, ждет, когда клиенты этих банков свыкнутся с мыслью о потере своих денег.

- Наши руководители говорят, что по законодательству они не могут принять жесткие меры в пользу кредиторов и вкладчиков. Мое мнение таково: наше законодательство обладает достаточной нормативной базой для немедленного решения проблемы банковской задолженности. Бездействие законодательных органов приводит к тому, что ежемесячно объем просроченных кредитов растет на 30-35%.

Многие проблемные банки используют это время для смены названия, реорганизации, смены владельцев или "слива" активов в другие структуры. Руководство проблемных банков понимает, что даже если их организации выживут, то вряд ли они смогут в будущем рассчитывать на доверие вкладчиков. Некоторые банки продолжают выкачивать активы даже после отзыва лицензий. Как пример странной "жизни после смерти" можно привести "СБС-Агро". Еще 5 месяцев назад я выступал с предложениями по кардинальным преобразованиям в банковской сфере. До сих пор не сделано ничего.

По моему убеждению, вместо преодоления глубинных внутренних пороков российской финансовой системы, госорганы и ЦБ озабочены поддержанием на плаву банков-банкротов, дискредитировавших себя в глазах вкладчиков и кредиторов. Сейчас пришло время квалифицированных и незамедлительных действий по реформированию российской финансовой системы.

Иначе мы и дальше будем терять миллиарды долларов.

Смотрите также: