НА ПРОШЛОЙ неделе председатель Банка России Виктор ГЕРАЩЕНКО на закрытом совещании бюджетного комитета Госдумы рассказал об основных принципах программы спасения российских банков.
НА "ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ" - РАССЧИТАЙСЬ!
ЦЕНТРОБАНК сегодня действует фактически как полевой госпиталь: сначала рассортировал "раненых", потом достал инструменты. Все банки он разделил на четыре группы.
В первую группу вошли те, кто практически не пострадал после августовского кризиса. Таких по всей России набралось около 600. Во второй группе оказалось чуть меньше 200 относительно стабильных банков в регионах. Дефицит их капитала составил около 6,6 млрд. рублей. Перспектива этих банков
- стать "точками роста" для будущей региональной банковской системы. Третью группу составили 18 крупных банков. В них сосредоточено свыше 40% всех вкладов населения (это более 27 млрд. рублей), а дефицит капитала составляет около 47,2 млрд. рублей. А четвертая группа - это умершие или безнадежно разорившиеся. Их насчитывается на сегодняшний день более 700. От того, в какой группе оказался конкретный банк, теперь зависит, получит ли он помощь в принципе
и в каком виде.
МОСКВУ ЖДЕТ ФИНАНСОВЫЙ ГОЛОД
ОПРЕДЕЛЕННУЮ финансовую помощь ЦБР намерен оказать ряду региональных банков, вошедших во вторую группу. Главное условие выделения кредитов - гарантии местных властей. Губернаторов очень воодушевила возможность выбирать по своему желанию, какому местному банку будет оказана поддержка. Видимо, поэтому они без возражений согласились с лимитом, предложенным В. Геращенко: не более двух банков на один субъект РФ. Не исключено, что им будет передана филиальная
сеть ряда крупных московских банков. Единственный субъект Федерации, для которого становление региональной банковской системы может выйти боком, - Москва. До кризиса именно в столице было сосредоточено около 70% финансового капитала страны. Наличие огромной массы "живых" денег дало Москве уникальный шанс для развития своей экономики в условиях всеобщего кризиса. Новая банковская система означает, что теперь финансовые потоки, минуя столицу, будут
работать непосредственно в регионах.
ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ!
ВОСЕМНАДЦАТЬ банков третьей группы носят название "системообразующих". Проще говоря, это банки олигархов - Александра Смоленского, Владимира Гусинского, Владимира Потанина, Михаила Ходорковского, Владимира Виноградова и др. Свой капитал и средства вкладчиков они по большей части использовали не для кредитования реального сектора экономики, а для получения сверхприбылей. Окончательное разорение этих банков может привести к слишком тяжелым социальным
и экономическим последствиям, поскольку именно в них была сосредоточена большая часть вкладов населения, а также имелась наиболее развитая филиальная сеть в регионах.
Центробанк уже определил, каким "системообразующим" банкам будет оказывать поддержку.
Первый кандидат на спасение - СБС-Агро. Его особенности - большая филиальная сеть, доставшаяся в наследство от Агробанка, имидж "сельскохозяйственного" банка и, что особенно важно, около 3 миллионов
частных вкладчиков, среди которых подавляющее большинство депутатов, членов правительства и прочих федеральных чиновников. Очевидно, что желание спасти свои трудовые (и немалые!) сбережения, зависшие на счетах СБС-Агро, делает федеральные власти более чем внимательными к просьбам этого банка. Например, вице-премьер Геннадий Кулик, едва появившись в правительстве, так прямо и заявил, что одной из своих задач считает поддержку "сельскохозяйственного"
банка СБСАгро. И помощь пришла. На сегодняшний день СБС-Агро уже получил от Центробанка миллиарды рублей.
Другой реальный кандидат на поддержку ЦБР - Мост-банк. За него перед В. Геращенко поручился московский мэр Юрий Лужков. Слово Ю. Лужкова немалого стоит, тем более что московское правительство снова разрешило Мост-банку обслуживать счета своих бюджетных организаций. Также под гарантии Лужкова получили поддержку Банк Москвы, сливающийся с Мосбизнесбанком,
и банк "Возрождение", который работает по большей части в Московской области. Определенную поддержку получит от Центробанка и МЕНАТЕП. А вот ОНЭКСИМ-банк, можно сказать, вышел из кризиса вполне самостоятельно, правда, довольно оригинальным образом. Создал новую структуру, куда перевел все положительные активы, а в старой оставил все долги и, соответственно, претензии вкладчиков.
"ВЕРЮ - НЕ ВЕРЮ"
ЗА семь лет существования банковской системы в стране так и не была создана система страхования банковских вкладов.
Единственная банковская организация, куда население еще несет деньги, это Сбербанк, который государство поддерживало всегда, что называется, по определению. Впрочем, впечатление от этого процесса двойственное: с одной стороны, население ежедневно приносит в Сбербанк около 50-60 млн. рублей, но одновременно забирает оттуда около 6-7
млн. долларов. Это означает одно: доверия к рублю нет и люди прячут валюту "в чулок" на черный день.
Как-то повлиять в лучшую сторону на отношение населения к банковской системе может, пожалуй, лишь одно средство: появление в России двух-трех авторитетных зарубежных банков. Это может принести обоюдную выгоду и самим банкам, и нашему правительству. Достаточно сторонам выполнить всего лишь два условия: банки инвестируют все аккумулированные на счетах средства в российскую экономику, правительство гарантирует банкам свободный вывоз за рубеж полученной ими прибыли.
КТО ОТВЕТИТ ПО ДОЛГАМ ПОКОЙНОГО?
НА ЗАПАДЕ работа с обанкротившимися предприятиями и долгами давно стала доходным бизнесом. Банкротство - процедура долгая, и если кредитору срочно нужны живые деньги, он предпочитает продать свое право на получение долга другой организации за какую-то часть его суммы. В результате - кредитор хоть и теряет часть своих средств, но не погибает вместе с лопнувшим банком. А фирма, работающая с долгами, не торопясь, спокойно, занимается банкротством предприятия,
получает прибыль для себя и вкладчиков от выгодной продажи собственности банкрота или игры с его акциями на рынке ценных бумаг. Основываясь на этом опыте, в прошлую субботу Центробанк и правительство объявили о создании Агентства по реструктуризации кредитных организаций.
На Западе с долгами обычно работают частные фирмы. Государство выдает им лицензии на эту деятельность. У нас учредителями агентства в форме закрытого акционерного общества стали
правительство в лице Российского фонда федерального имущества и Центробанк, то есть само государство.
Причин тому несколько. С одной стороны, в наших условиях, когда вкладчики ждут помощи именно от государства, не доверяя частным фирмам, правительство считает невозможным пустить работу с долгами лопнувших банков на самотек. С другой стороны, государство понимает, что эффективно "развязать" долговые узлы можно только с помощью рыночных методов.
Агентство будет заниматься банкротством лопнувших банков, скупать их акции, добиваться введения в проблемных банках внешнего управления, предотвращать разбазаривание имущества и средств, чтобы затем их выгодно продать на конкурсной основе. А уже потом из вырученных средств агентство будет возвращать деньги частным вкладчикам, государственным организациям, рассчитываться с иными кредиторами.
Создание агентства - важный шаг на пути реформирования российской банковской
системы. Ведь до сих пор все было сосредоточено в руках Центробанка: эмиссия, кредитование и надзор за банковской системой. А это означало полную и бесконтрольную власть в банковской сфере, когда политические интересы нередко становятся впереди экономической целесообразности. Фактически Е. Примаков и В. Геращенко сделали первый шаг на пути "демократических реформ" в Центробанке. Жаль, что для этого потребовался крах банковской системы.