Почему наши бабушки любят внуков больше, чем заграничные

   
   

ВЕРА САВЕЛЬЕВНА из Ставрополя пережила войну ребенком. Однажды выбежала на поле набрать картошки, а вернувшись, не нашла ни дома, ни матери с сестренкой, только воронку от снаряда.

Ровесница Веры Савельевны немка фрау Бригитта тоже самое страшное воспоминание вынесла из детства - ад дрезденской бомбежки. Но эта жуткая ночь спасла ей и ее матери жизнь: через три дня их должны были отправить в концлагерь для евреев, но пункт сбора был уничтожен бомбой.

После войны Вера Савельевна грузила на ферме тяжелые фляги с молоком и маслом, а по ночам сидела над книгами - хотела стать учителем. В школе она проработала 43 года. Вырастила дочь. Похоронила мужа. А когда пришло время уходить на пенсию, осталась в школе, чтобы заработать лишнюю копейку и помочь семье дочери.

Фрау Бригитта после войны тоже стала учительницей. Работала много: по 70 часов в неделю. В сорок лет судьба свела ее с вдовцом, и она воспитала как своего младшего из четверых его детей.

На пенсию фрау Бригитта вышла раньше времени - по инвалидности. Ей и в голову не пришло продолжать работу. Она занялась общественной деятельностью: воссоздала библиотеку в своем районе, читала лекции о родственнике, известном в Европе писателе. Помогала сыну, пока тот учился. Потом ушел из жизни ее друг, а несколько лет назад сын погиб в автокатастрофе.

С тех пор фрау Бригитта живет одна. Раз в год к ней заезжают внуки. Старой и покинутой она себя не ощущает. ("У всех моих приятельниц есть дети. Но все они живут отдельно и свои проблемы решают сами".) Наоборот, живет только для себя, следит за здоровьем, ходит с приятельницами в театры. Как минимум два раза в год путешествует. Особенно любит одну деревеньку в Швейцарских Альпах, где часами в одиночестве может наслаждаться природой. Шесть лет назад фрау Бригитта начала учить английский язык.

Вера Савельевна, когда из школы все-таки пришлось уйти, тоже нашла себе хобби - дачный участок. По осени все консервирует и отдает дочери и внукам. Дочь живет на соседней улице, заглядывает редко, а внуки забегают иногда на пирожки. Когда долго никого нет, она собирает сумку и сама ковыляет к ним. Потому что больше всего боится одиночества и того, что некому будет подать стакан воды. Недавно в ее доме молодая семья отправила своего отца в дом престарелых. Это событие повергло в депрессию всех бабулек. Но Вера Савельевна себя утешает: с ней такого не должно случиться, ведь она столько сделала для детей!

Кто кому обязан

В РУССКОМ языке есть поговорка: "Какая же ты мать, если своего ребенка до пенсии недокормила". Центр "Геронтолог" провел опрос. Только десятая часть пенсионеров считают, что "их дети - взрослые люди и должны сами решать свои проблемы". Больше половины убеждены, что "родительская обязанность - помогать детям всем, чем можно, и при любых обстоятельствах".

На Западе на это смотрят совсем иначе. В той же Германии, например, родители действительно обязаны помогать своим детям, но только пока те учатся. В некоторых землях в законе специально зафиксирована сумма - 150 марок в месяц на карманные расходы.

Как показал опрос, проведенный женским журналом "Frau in Spiegel", 70% немецких женщин помогали своим детям деньгами, пока те были студентами. После выхода на заслуженный отдых лишь 11% пенсионерок продолжали "спонсировать" детей. Остальные убеждены: пенсии достаточно только для того, чтобы один человек смог прожить достойно, и если сын или дочь не могут найти работу - это их личные проблемы.

Российский человек очень отличается от европейца. Поколение, которое сейчас на пенсии, растило детей в критической ситуации. Подняло их на ноги ценой неимоверного надрыва всех жизненных сил.

Мы были бедными. Мы и сейчас бедные. Бедным проще выживать вместе. Дети вынуждены лепиться к родителям, потому что до середины жизни не могут получить отдельное жилье. Родители вынуждены лепиться к детям, потому что сегодня пенсионеры - подчас единственные люди в семье, кто получает "живые" деньги. Чем люди богаче, тем быстрее они вытесняют детей из своей жизни.

Что немцу хорошо, то русскому...

НО ДЕЛО не только в материальном положении. Психологи говорят, что у русских особый менталитет. Жертвенность живет в нас. Об этом писал еще поэт-юбиляр А. С. Пушкин. У нас принято жить для детей, а не для себя. Детей и рожают-то специально, чтобы придать существованию какой-то смысл. "Когда наш пожилой человек смотрит на своего выросшего ребенка, у него главная установка такая: "Я все ему отдал, всем пожертвовал ради него", - говорит кандидат психологических наук Ольга Краснова. - И ждет, иногда даже требует, чтобы это "все" было ему возвращено".

Хотя и не "все", но оно возвращается. В российских семьях сохраняются более душевные, более тесные отношения, чем в западных. Специалисты Института социально-экономических проблем народонаселения РАН подсчитали: почти половина наших бабушек видятся со своими внуками не менее 2-3 раз в неделю. Если встречаются реже - начинают паниковать и жалуются на безразличие и плохое отношение. На Западе нормой считается открытка на Рождество.

У германских бабушек в их системе ценностей на первом месте и с большим отрывом стоит собственное здоровье. На втором - родственные отношения, но не в том смысле, чтобы отдать последнюю рубашку, а в плане общения. На третьем - общение с друзьями.

Для наших бабушек и дедушек до старости лет главным смыслом жизни остаются дети и внуки. Их проблемы заботят пенсионеров в два раза больше, чем собственное здоровье, и в 10 раз больше, чем собственные материальные и бытовые сложности.

В суперсовременном московском доме для престарелых (из тех, где каждый пожилой человек в обмен на квартиру получает отдельное жилье и обслуживание) мы познакомились с четой Ушаковых. Все им там нравилось, и квартиру они уже обустроили по своему вкусу. А все равно собирались съезжать. Невозможно, говорят, жить, когда кругом одни старики: и в коридорах, и в лифте, и во дворе. Ни одного молодого лица. Старость без молодости жить не может.

Смотрите также: