Женщина у власти - это благо

   
   

В городе Усть-Джегута Карачаево-Черкесской Республики расположился совхоз-комбинат "Южный". Построен он еще в 1974 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР. Основная задача совхоза - снабжать москвичей свежими овощами не в сезон. А в 1997 г. совхоз взял под свое крыло мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Отныне это хозяйство принадлежит департаменту науки и промышленной политики Москвы, является крупнейшим в Европе тепличным комбинатом площадью 144 гектара.

Три года назад директором совхоза стала Валентина Александровна ПАТОВА. Это женщина, душой болеющая за дело. Ведь прежде совхоз был убыточным. Зато теперь - трехтысячный коллектив, основной налогоплательщик в казну республики. За годы руководства Валентины Александровны в четыре раза увеличился объем производства, последний урожай выращен уже без привлечения кредитов. За счет его реализации погашаются задержки зарплаты, создана нормальная материальная база совхоза-комбината "Южный".

- Валентина Александровна, как же такое возможно?

- Не скрою, было трудно. В ту пору "Южный" был разграблен до основания. Тащили даже не мешками, а воровали по-крупному, целыми фургонами. Не было даже забора, не говоря уже об охране. Рабочие годами не получали зарплату, даже мизерную. Я в ту пору была главбухом и, как могла, препятствовала такому безобразию. Защищала и общественное добро, и себя в том числе. Поскольку несла материальную ответственность - запросто могли упечь "за халатность". Ругалась с руководством комбината по-страшному: и охранники меня запирали, и убить угрожали, и на территорию комбината не пускали полтора года.

- Страшно было?

- Да нет, страха не было. Хотелось лишь одного - доказать свою правоту, спасти погубленное хозяйство и помочь землякам жить лучше.

- Что же было потом?

- В марте 1997 г. "Южный" стал госпредприятием, перейдя в ведение правительства Москвы. Я стала директором. В первую очередь уволила всех заместителей - хватит им наживаться! А самого дельного агронома назначила замом по производству. Когда ходили с ним по цехам - плакали: трубы разморожены, котельная разграблена, поселок Московский, где живут 12 тыс. жителей, не отапливался. Что ж, взяли банковский кредит, выдали людям зарплату (кстати, первую за многие месяцы), часть денег отложили на семена и удобрения. И "пошла в народ". Вопрос задавала только один: какая должна быть зарплата, чтобы не приходилось "тащить"?

- Ну и как народ реагировал?

- Сказали: дадите рублей 500-600, и огурца не тронем. Но только чтобы зарплату платили вовремя, день в день. И будем пахать на совесть. Тогда мы подняли расценки, и люди, соскучившиеся по работе за многие годы простоя, взялись за дело. Была масса трудностей: не было электрокар, ржавели разбитые трактора.

Закупили самое необходимое, починили оборудование и с огромным трудом, можно сказать, чудом все восстановили.

- Результаты быстро дали о себе знать?

- В первый же год урожай вырос в 2,6 раза! На вырученные деньги купили кары и тракторы. Покончили, наконец, с хищениями: по периметру - охрана, за воровство даже одного огурца - увольнение без разговоров. Все осознали: работаем на себя, на госпредприятии. Теперь собираем урожай по две тысячи тонн!

- Решения вы принимаете сами или советуетесь с коллегами?

- Я достаточно жесткий руководитель и считаю: большинство бед от непрофессионализма, от незнания рыночных экономических механизмов, от неумения в спорах найти верное решение. Приведу один пример. Три года назад у нас во время всероссийской акции протеста у здания дирекции собралось около 500 работников. Стала с ними советоваться и поняла: им не ясна наша цель. Поговорили по душам и поняли, что "Южному" пора из долгов вылезать. Вместе выбрали, на что потратить остаток денег - на зарплату или на семена? И вышло как надо: благополучие комбината оказалось для людей важнее собственного кармана. Таким образом, победа стала совместной!

- В вашей республике активно действует "Совет женщин-предпринимателей". Не боитесь конкуренции со стороны мужчин?

- Убеждена: женщина у власти - благо. Я же доказала это на деле. К примеру, многие социально-экономические беды большинства предприятий, людей республики на нашем комбинате преодолены или разрешаются ныне. Я твердо убеждена, что мне как практику-экономисту по плечу грамотная экономическая политика. Разумеется, не нужно сбрасывать со счетов такой фактор, как помощь Москвы, мы же московское предприятие. Это уже проверено и испытано. Ведь "Южный" - это "мост" в межрегиональных связях КЧР со столицей. Правительство Москвы помогло начатой у нас реконструкции. Под его гарантии взяты иностранные кредиты для создания рабочих мест, за счет этого внедряем новейшие голландские технологии, вспомогательные производства колбас, дешевой пластиковой и картонной тары, переработки томатов. В общем, дела идут. Самое главное - это работать на совесть. Меня поддержали встать во главе республики.

- Расскажите немного о себе, трудно ли вам идти по жизни в такое трудное и смутное время?

- Не скрою, нелегко. Пять лет назад похоронила мужа. После смерти брата взяла к себе его семилетнюю дочь. Живем мы с Бэллой в обычной пятиэтажке, в однокомнатной квартире, которую сами же недавно и отремонтировали. Ухожу рано, прихожу поздно. А Бэллочка еще и учится в школе, где помимо учебы занимается музыкой и спортивными дисциплинами. Так что видимся мало. Выбрались раз в жизни отдохнуть - так через три дня звонок: на комбинате налоговая проверка. Пришлось все бросить и мчаться на работу. Отдыхаю только у родителей в родном ауле. У них свой сад, огород, нарзанный источник. А еще мой собственный газон. Обожаю возиться в земле. Посадила розы, тюльпаны, виноград. Что еще человеку в жизни надо? Жить в мире и покое, трудиться, чтобы прокормить семью, да помогать другим по мере возможности.

Смотрите также: