Дирижерские танцы

   
   

В НАШЕМ музыкальном камерно-симфоническом государстве произошел переворот. 4 апреля сего года в Государственном симфоническом оркестре России, коим "дистанционно руководит" Евгений Федорович Светланов, прошло шумное общее собрание. За пультом родимого коллектива он три года фактически не появлялся, зато внимательно следил за всеми перипетиями внутренней склоки в оркестре то из Гааги, то из Стокгольма, а то из Парижа. Общее собрание должно было выяснить отношения между руководителем и музыкантами.

Светланов на собрании присутствовал в качестве почетного Будды, правда, в самом конце обсуждения произнес краткую речь, из которой явствовало, что он хочет как лучше, а получается как всегда. Есть виноватые, конечно: например, Министерство культуры, которое плохо снабжает оркестры деньгами, или внутренняя распря, у которой есть "автор" (он же "крайний") - нынешний директор Александр Румянцев. Затем избрали совет трудового коллектива (вспомните былые советские годы) и мирно разошлись, заверив Евгения Федоровича в совершеннейшем почтении. Светланов опять уехал за рубеж и появится лишь в сентябре и в декабре. Последствия понятны: когда-то лучший в стране симфонический оркестр разрушается.

АВОТ и другая новость. Наш прославленный пианист и дирижер Михаил Васильевич Плетнев отказывается от руководства Российским национальным оркестром в пользу знаменитого Владимира Теодоровича Спивакова. Согласно проверенным данным, в сентябре Владимир Спиваков займет пост художественного руководителя и главного дирижера Российского национального оркестра. Новый руководитель приводит в этот коллектив музыкатов из своего ансамбля "Виртуозы Москвы". А сохранится ли тогда этот ансамбль? Некогда блестящий камерный оркестр в последние годы явно померк. Его международная слава значительно убавилась, и спрос на него за рубежом, похоже, иссякает. Не это ли побудило Владимира Спивакова (прежде всего - уникального скрипача) искать новую славу на симфоническом поприще?

Но симфоническое дирижирование - тот жанр, которым Спиваков еще в полной мере не овладел. Что ж, он будет "учиться" на выдающихся музыкантах Российского национального оркестра. Они уже приобщили к симфоническому искусству Михаила

Плетнева, им не привыкать.

"ВИРТУОЗЫ Москвы" могли на родине передислоцироваться, укрепить свои ряды и финансово окрепнуть. В российской провинции это вполне возможно. Оркестр Плетнева, если Михаилу Васильевичу надоела дирижерская лямка, мог бы работать и под другим управлением, благо дирижеров можно найти не только в провинции. А Михаил Плетнев радовал бы нас своими сольными концертами и собственными сочинениями, которые, с точки зрения автора статьи, очень интересны. Что ж, процесс оскудения нашей симфонической культуры поставлен на поток. Виной этому не только проклятые финансы, но и "танцы с вариациями" наших выдающихся музыкантов.

Смотрите также: