ИМЕННО так озаглавил взыскательный В. В. Стасов статью, написанную им в 1898 г. под впечатлением от выступления Ф. Шаляпина в партии Ивана Грозного в "Псковитянке". В конце статьи знаменитый критик восклицал: "Какой великий талант! И такому-то человеку всего 25 лет! Самому себе не веришь... Но ведь чего надо еще ожидать от Шаляпина впереди?.."
ПОХОЖИЕ чувства, я полагаю, испытывали многие на концертах фестиваля "Crescendo", организованного и блестяще проведенного Российским государственным театральным агентством при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, а также Федерального агентства по культуре и кинематографии.
Главная цель фестиваля - мощно представить "молодую гвардию" русской исполнительской школы. Почти всем участникам фестиваля еще нет 30 лет, не исключая и его арт-директора, победителя XI Международного конкурса им. П. И. Чайковского фантастического пианиста Дениса Мацуева.
Перед нами предстала целая плеяда молодых зрелых музыкантов. Помимо самого Дениса Мацуева, зарекомендовавшего себя как признанный лидер поколения, это пианисты Екатерина Мечетина и Екатерина Апекишева, Вадим Руденко и Игорь Четуев, скрипачи Борис Бровцын и Михаил Симонян, виолончелисты Борис Андрианов и Борислав Струлев, гобоист Алексей Огринчук, кларнетист Игорь Федоров, альтист Максим Рысанов.
"Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел..." - эти пушкинские слова могли бы стать эпиграфом к фестивалю "Crescendo".
ВСЕ они уже громко заявили о себе на международной арене, став лауреатами престижнейших конкурсов, и ведут насыщенную концертную жизнь. Но впервые на этом фестивале они собраны в новоявленную "могучую кучку". И, представленные столь "кучно", выглядят еще более впечатляюще. Да и открылся фестиваль в Большом зале Консерватории "Гипотетической" симфонией молодого композитора Дмитрия Курляндского. И дирижировал Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского тридцатилетний Денис Лотоев. Вслед за этим прозвучало сочинение одного из самых маститых композиторов современности Гии Канчели (который присутствовал в зале) - "В гостях у детства".
Отрадно, что "в гости" к талантливой молодежи пришли также прославленный маэстро Владимир Федосеев (который не только представил свой оркестр, но и сам согласился продирижировать заключительным концертом) и мэтр нашего джаза, его "сакс-символ" Георгий Гаранян. Их участие в фестивале было призвано продемонстрировать преемственность поколений в отечественном исполнительском искусстве и поддержку крупнейшими мастерами тех, кто идет им вослед.
С другой стороны, весьма органично было включение в программу фестиваля концерта фонда "Новые имена", с которым связано становление многих участников этого форума молодых дарований, выросших из "коротких штанишек" вундеркиндов в виртуозов, приумножающих сегодня музыкальную славу России.
На этом трогательном концерте мы смогли еще раз убедиться в том, что все дети талантливы, но некоторые талантливее. И этот смотр, открывшийся выступлениями десятилетних очаровательных принцесс - московской пианистки Анны Денисовой и скрипачки из Братска Анны Савкиной, показал, что Отечество наше "впредь останется музыкальной сверхдержавой".
Украшением фестиваля стало роскошное действо на Новой сцене Большого театра - вечер хореографии Джорджа Баланчина во вдохновенном исполнении артистов Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Были показаны баланчинские балеты "Серенада" и "Ballet Imperial". Большим симфоническим оркестром дирижировал Валерий Платонов, а партию фортепиано во Втором концерте Чайковского, на музыку которого поставлен "Ballet Imperial", исполнил неутомимый Денис Мацуев.
Фестиваль "Crescendo" поистине стал "демонстрацией силы" таланта молодых музыкантов-исполнителей и доставил нам радость безмерную.