"Бомба" для вкладчиков Сбербанка

   
   

ДЕНЬГИ Сбербанка все больше становятся объектом вожделения правительства и Министерства экономики. Вынашиваются планы передать вклады населения в управление Российскому банку развития (РБР). Правда, РБР пока существует лишь в проектах. Авторы идеи считают, что сбережения граждан необходимо направить на кредитование промышленности. Для этого потребуется кардинальная реформа Сбербанка. Чем она обернется для его клиентов, никто из представителей власти предсказать не берется.

НАША СПРАВКА

Сберегательный банк Российской Федерации является акционерным коммерческим банком и открытым акционерным обществом. Правда, никто нигде не видел, чтобы Сбербанк свои акции когда-либо продавал в открытую, скажем, своим вкладчикам. Ими владеют как российские, так и иностранные акционеры. Самой крупной долей уставного фонда Сбербанка - 45% - обладает Банк России. 7,3% принадлежит коммерческому банку "Токобанк", у которого недавно отозвали лицензию. Остальные 392 тыс. акционеров имеют долю в уставном фонде менее чем по 5%.

Представляют определенный интерес иностранные акционеры. Вкладчики Сбербанка, конечно же, не знают, кто получает дивиденды с их вкладов. Среди иностранных акционеров выделяются Каха де Аоррос и Монте де Пьедад де Сарагоса Арагон и Риоха - Иберкаха (Испания), Кугар Инвестментс Лимитед (Кипр), Крауфорд Холдингс Лимитед (Кипр), Эй Джей Джи Инвестментс Сайпрес Лимитед (Кипр), Юраско Цюрих АГ (Швейцария). Их доля в уставном капитале Сбербанка незначительна и составляет от стотысячных до нескольких сотых долей процента. Однако, если учесть объемы прибыли Сбербанка, составляющие в среднем не менее 1,5 - 2 млрд. долларов в год, владельцам его акций даже на доли процента "капают" очень хорошие деньги.

РБР как зеркало российской конфискации

ПО МНЕНИЮ правительственных чиновников, такой государственный банк жизненно необходим. Банк развития призван кредитовать реальный сектор экономики. Авторы идеи надеются на солидный кредитный портфель и на щадящую процентную ставку. Сейчас за коммерческие кредиты приходится платить в среднем 70 - 80% годовых, что делает их недоступными для предприятий. Горячую заинтересованность в создании РБР проявляет первый вице-премьер Юрий Маслюков. Дело за малым: нужны очень большие деньги.

По мнению Министерства экономики, такие деньги в стране есть. И находятся они в Сбербанке. Авторы очередного революционного решения рассчитывают, что 126 млрд. рублей и 1,3 млрд. долларов вкладов можно и даже нужно передать в управление РБР. И вот тогда Россия сделает гигантский экономический скачок в промышленно развитый капитализм. А Сбербанк, утверждают энтузиасты создания банка развития, и не банк вовсе. Он только сидит на деньгах вкладчиков, словно собака на сене. Мнения вкладчиков и акционеров Сбербанка при этом никто не спрашивает.

В бой идет Счетная палата

ЧТОБЫ Сбербанк не слишком упирался, в игру включилась "тяжелая артиллерия" проверяющих. Конечно, недостатков и упущений в ходе проверки, которая по времени почему-то совпала с рождением очередного "спасительного" решения, было обнаружено немало. В частности, аудиторы Счетной палаты посчитали, что Сбербанк использует свои деньги неэффективно. Например, почти все вклады населения он бросал на спекулятивные операции на рынке ГКО - ОФЗ и после августовского обвала потерпел крупные убытки.

По замыслу реформаторов Сбербанка деньги его вкладчиков сначала перекочуют в виде среднесрочных и долгосрочных кредитов в создаваемый Российский банк развития, а затем пойдут на финансирование предприятий. Когда предприятия-заемщики вернут деньги вкладчиков и вернут ли вообще, неизвестно. Можно предположить, что сроки возврата вкладов увеличатся в несколько раз, а проценты по вкладам снизятся настолько, что не компенсируют даже инфляционные потери.

Совсем необязательно, что государственный банк развития направит деньги вкладчиков Сбербанка туда, куда надо. Как показывает практика незабвенного Госплана СССР, государственные деньги безоглядно расходовались на самые одиозные объекты, включая неработающие ныне "Атоммаш", БАМ и чудище мелиорации - поворот великих сибирских рек на юг. К тому же в системе создаваемого РБР вполне четко просматривается безбрежное поле для коррупции: кто же за просто так даст сегодня предпринимателю кредит на несколько лет под ничтожные проценты?

Это все же не сберкасса

С ОБВИНЕНИЯМИ в некомпетентности и неэффективности своей деятельности руководители Сбербанка не согласны категорически. Известно, что Сбербанк уже продолжительное время работает не только с гражданами, но и с юридическими лицами. Среди них такие организации, как "Ростелеком", пивоваренная компания "Балтика", Новороссийское морское пароходство, подразделения компании "ЛУКойл", ряд крупных оборонных предприятий. По словам президента - председателя правления Сбербанка Андрея Казьмина, сфера корпоративного обслуживания развивается форсированными темпами:

- К сожалению, бытуют представления, что Сбербанк - это большая сберкасса, которая не умеет вкладывать деньги. Это не так. Кредитный портфель Сбербанка на начало этого года составил более 55 млрд. рублей, что составляет примерно 20% от того, что выдали все остальные российские коммерческие банки вместе взятые.

Если приложить некоторые усилия, Сбербанк вполне мог бы взять на себя функции всероссийского банка развития. Тогда возникает вопрос: зачем создавать новую государственную банковскую структуру, куда "сольют" сбережения граждан? Чтобы ограбить вкладчиков в очередной раз? Пока Сбербанк не только выполняет обязательства перед своими клиентами, но и выплачивает компенсации вкладчикам банков, пострадавшим после обвала 17 августа. Принудительное создание РБР может окончательно похоронить доверие российских граждан и к Сбербанку, и к правительству, и к власти вообще.

Смотрите также: