Как я раскрутил "Мумий Тролль"

   
   

АЛЕКСАНДРА ШУЛЬГИНА одни знают как продюсера и супруга певицы Валерии, другие - как опытного бизнесмена и руководителя ряда компаний, в том числе и "Рек Рекордз". Так или иначе, но именно Шульгин сумел первым разглядеть во владивостокской группе "Мумий Тролль" будущих звезд, а до этого были "Иванушки интернэшнл" и "Мечтать". Хотя он сегодня занимается больше общественной деятельностью, о шоу-бизнесе может многое рассказать.

УСКОРИТЕЛИ РАСКРУТКИ

Я ПРИВЕЗ с Запада, где работал четыре года, специальные "схемы" - ускорители продвижения товара. Самый яркий пример - это раскрутка "Мумий Тролля" с песни "Кот кота". Ни группа, ни сам автор Илья Лагутенко не могли понять, почему я начал с этой "неформатной" песни. Естественным путем она не попала бы в ротацию на радио и хит-парады, ее категорически отказывались ставить. Вот эта "нелогичная" ставка на непонятную песню и есть "искусственное внедрение".

Пока публика гадала - кто этот странный человек, поющий непонятную песню, - мы запустили понятную и простую "Утекай". Когда эта вещь попала в эфир, мне звонили и говорили: "Вот эта песня "супер", с нее и надо было начинать". И никто не понял, что "Кот кота" подготовила почву для "Утекай". Сработала простейшая формула: когда выходишь из темной комнаты, свет кажется более ярким. С "Иванушками" была такая же история. Вначале была запущена "Вселенная", а потом "Тучи". Но не ко всем исполнителям можно применить эту схему.

С "Мумий Троллем", кстати, был еще один интересный ход: по основным радиостанциям и фирмам грамзаписи была разослана демо-кассета с их музыкой. Как будто некая бесхозная группа ищет контракт. Хотя уже первый альбом готовился к изданию. Борис Зосимов, который сегодня не может обходиться на МТV без "Мумий Тролля", сказал: "Я не буду крутить эту дворовую команду". На студии "Союз" тоже отфутболили, мол, такой "бред" им не нужен, но если что-то изменить, тексты подправить, переписать, то, возможно, они подумают. Президент "Союза" Виталий Беляков до сих пор не может это забыть. Когда мы с ним встречались последний раз, он меня пытал: "Ты скажи мне фамилию моего сотрудника, который тебе так ответил. Я его накажу".

Опять же мы были первыми, кто решил: хватит эксплуатировать "старых" звезд, нужно думать о новых именах. Группа "Мечтать" стала первой. Из кучи почти одинаковых групп мы выбрали их и придумали схему, которая идеально сработала. Это был период президентских выборов (весна - лето 1996 г.), когда начали утекать капиталы из страны. На руках у населения стало меньше денежной массы. Запускать в это время крупнобюджетные альбомы какой-нибудь "суперстар" было невозможно, хотя обычно летом продажи кассет и дисков начинают расти. Мы пошли по парадоксальному пути: приостановили продажи и занялись представлением на телевидении новых имен - в начале мая была запущена "Вселенная" "Иванушек" и "Летчик" группы "Мечтать".

В тот период много музыкальной продукции ушло с телевидения, зато появились спецпрограммы, сделанные под выборы, куда самопроизвольно попадали "Иванушки" и "Мечтать". Прошел второй тур выборов, часть капиталов вернулась в страну, и мы выкинули на рынок их альбомы. Так были раскручены молодые имена при маленьких затратах. Работая по схемам, мы умудрились удерживаться на рынке без кредитов. На чем, кстати, сейчас и погорели многие фирмы. Ведь у всего этого бизнеса "пирамидальная" основа.

КРЕДИТНАЯ ПИРАМИДА

ВСЕ эти годы деятелями шоу-бизнеса строилась "кредитная пирамида". То есть, когда приходил срок отдавать одному, деньги в еще большем количестве брались у другого - покрывался старый долг и накапливался новый. После кризиса в Юго-Восточной Азии осенью 1997 г. из России стали утекать западные деньги, и наступил момент, когда почти все инвесторы сказали: "А ну-ка, отдай деньги!" Поэтому кризис 17 августа не был для нас неожиданностью.

Сейчас мы заняли выжидательную позицию, так как шоу-бизнес вообще поставлен вне закона. Ни одна компания не проводит по бухгалтерии реальные тиражи. Как только она начнет исправно платить все налоги, бизнес станет нерентабельным. Такая у нас система налогообложения.

Весной бюджет "поплывет", и новый эмиссионный толчок еще снизит доходность этого бизнеса. Поэтому я пытаюсь достучаться и сказать о том, что пора вводить госрегулирование производства и продажи аудионосителей. Сейчас в Москве и области действует десять заводов по производству компакт-дисков. Половина из них работает подпольно в подвалах. Регулируя производство компакт-дисков и кассет через унитарные предприятия, государство будет контролировать поступления в бюджеты всех уровней. Купить кассету или диск сегодня можно даже в булочной и в обувном. Должна быть сеть специализированных муниципальных магазинов. Там будет легче контролировать легальность продукции. Иначе этот рынок полностью обвалится.

Смотрите также: