Примерное время чтения: 5 минут
254

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. Лицензионная пластинка. Какой ей быть?

Когда "Мелодия" начнет выпуск настоящей рок-музыки? Коммерция типа "Бони М" и "Модерн токинг" надоела! Получается, что на словах мы ратуем за талантливую музыку, а выпускаем однодневки!

А. Селиванов, Курск.

Поскольку в редакцию поступает немало подобных писем, наш корреспондент Н. Солдатенков обратился к Г. В. АВКСЕНТЬЕВУ, директору фирмы "Совискусство" В/О "Международная книга", и его заместителю В. М. СОКОЛОВУ, так как именно эта организация занимается закупкой лицензионных пластинок за рубежом.

ЧТО ПОКУПАЕМ МЫ? НА ПЕРВУЮ ГРУППУ ВОПРОСОВ ОТВЕЧАЕТ Г. Б. АВКСЕНТЬЕВ.

- Герман Борисович, с кем сотрудничает фирма и как происходит закупка лицензий?

- Мы сотрудничаем со многими зарубежными фирмами, например такими крупными концернами, как "Полидор" и "Ариола" (ФРГ), "Виктор" (Япония). Они присыпают свои каталоги и образцы, из которых мы выбираем интересующие нас пластинки.

- Чем вы руководствуетесь в отборе пластинок?

- Отбор производит специальная комиссия, в которую входят представители фирмы "Мелодия", музыковеды, композиторы и т. д. Министерств культуры, торговли, При этом учитываются многие моменты; идеологическая и культурная ценность пластинки, текстов, популярность исполнителей, в том числе и у нас в стране, и сложившиеся с конкретной фирмой отношения. Есть ведь такие, кто не хочет покупать нашу продукцию. По нашему же мнению, должен соблюдаться принцип взаимности: если кто-то не желает распространять нашу продукцию, то почему мы должны покупать их пластинки?

- В магазинах встречаются также болгарские пластинки, польские с записями популярных исполнителей Запада.

- Действительно, кроме лицензионных дисков, права на выпуск которых мы покупаем у фирм капиталистических стран, у нас продаются аналогичные пластинки, но произведенные в социалистических странах.

- Многие читатели жалуются на то, что лицензионные пластинки имеют очень малые тиражи.

- Тираж определяется исходя из выделяемых на приобретение пластинок денежных сумм. А эти суммы совсем не велики. Так, на закупку приемлемого для нашей страны тиража диска, например, Майкла Джексона могли бы уйти все средства. Кроме того, от каждой проданной пластинки фирме отчисляется 10 - 15% в валюте. Тиражи также зависят от цены конкретной пластинки. Цена, в свою очередь, неразрывно связана с популярностью исполнителей, годом выпуска диска. Лицензионные пластинки производства социалистических стран тоже поступают в ограниченных количествах.

- Но почему же, как пишут читатели, эта проблема решена в Болгарии, ЧССР: там выходит много самых последних пластинок, причем в достаточном количестве?

- Совершенно неправильно сравнивать рынок Чехословакии и СССР. Если там тираж в 3 тыс. виден, то для нас это капля в море. К тому же рок-музыка там появилась значительно раньше, и рынок уже в достаточной мере насыщен. У нас же это пока воспринимается свежо, отсюда и спрос. Что касается разнообразия выпускаемой продукции, то нам приходится жертвовать этим в угоду количественным показателям - значительным тиражам, дабы не потворствовать спекуляции. Что же касается увеличения закупок, то это зависит в первую очередь от выделяемых средств. Кроме того, нам необходимо увеличить выпуск отечественных пластинок, пользующихся на Западе спросом.

ЧТО ПОКУПАЮТ У НАС? ТЕПЕРЬ ВОПРОС К ЗАМЕСТИТЕЛЮ ДИРЕКТОРА В. М. СОКОЛОВУ:

- Какие пластинки покупают у нас западные фирмы?

- В основном классику и народную музыку.

- А современную?

- В последнее время возрастают контакты с фирмами Швеции, Финляндии. В этих странах большой популярностью пользуются А. Пугачева, Ю. Антонов, поступают заявки из Испании, Франции, США на пластинки наших рок-групп.

- Возникают ли при этом сложности?

- Отзывы на Западе о современной советской музыке в основном положительные. Французы, например, заказали записи "Автографа", финны - "Браво", американцы - группы Стаса Намина. Музыкальная критика этих стран пишет, что неожиданно для них советские джаз и рок оказались на высоте. Мы же пока можем предложить лишь три- четыре группы, так как в свое время считали рок безделицей, а теперь приходится наверстывать.

- А так ли важно, что советские пластинки продаются на Западе?

- Конечно, ведь это и дополнительные денежные поступления.

- Что нужно, чтобы закупки увеличивались?

- Необходима реклама советской песни за рубежом, гастроли советских музыкантов на Западе и, конечно, наличие нужной продукции у нас.

ОТ РЕДАКЦИИ

Спору нет, при закупке лицензионной продукции существуют объективные причины, препятствующие появлению в нашей стране произведений первоклассных современных исполнителей. Как мы выяснили, это и отсутствие необходимых денежных средств, и нежелание некоторых западных фирм, а порой и самих музыкантов сотрудничать.

Но не случилось ли так, что все эти причины стали удобными формулировками для перестраховки? Ведь до сих пор, борясь на словах против суррогатов западной массовой культуры, против коммерческой музыки, мы на деле распространяем ее у себя. Политика по принципу "числом поболее, ценою - подешевле" к успеху не привела, да и не могла привести.

Сейчас, правда, работники фирмы "Совискусство" пытаются подсчитать реальные расходы и ожидаемые доходы от покупки лицензий на пластинки самых популярных исполнителей, чтобы с этими цифрами обратиться в Госплан за дополнительными денежными средствами. Но о результатах этой работы говорить пока рано.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно