Примерное время чтения: 8 минут
464

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. О чем поют западные группы?

В последнее время по телевидению и радио все чаще стали передавать западную рок-музыку, поскольку-де молодежь ею увлекается. А знают ли молодые люди, о чем идет речь в этих песнях? Большинство-то языком не владеет. Может быть, "АиФ" расскажет, о чем поют западные группы?

А. Савельев, Архангельск

ПРЕЖДЕ чем приступать к анализу песен западных рок-групп, нельзя забывать, что музыканты - это прежде всего люди, сформировавшиеся под влиянием определенной общественной системы. Воспитание, образование, положение в обществе - все это естественным образом накладывает отпечаток на их творчество.

ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ЛЮБВИ

Одним из самых крупных направлений на современной зарубежной эстраде является поп- музыка, рассчитанная на самый широкий круг слушателей: буквально от подростков- "тинейджеров" до пенсионеров. В связи с этим и тексты в поп-музыке соответствующие: основная часть их - это вариации на тему любви. Посудите сами: "Ты говоришь, что мы сейчас одни и нет никого вокруг. Я это знаю, и наши сердца начинают биться в такт" (песня "Я думаю, что мы одни" американки Тиффани); "Каждый раз, когда я вижу ее, со мной что-то происходит. Есть какая-то связь между ней и мною: мое сердце начинает останавливаться" ("Сердце" дуэта "Пэт Шоп Бойз").

Примеры можно множить до бесконечности, они в принципе не отличаются оригинальностью и новизной, но тем не менее подобной продукцией, рассчитанной на невзыскательный вкус, живет (и неплохо) огромная индустрия шоу-бизнеса. Было бы неверным искать причину столь широкого успеха поп-музыки только лишь в мощной рекламе и поддержке крупных звукозаписывающих фирм. Вероятнее всего, причины в том, что эти песни (которым не откажешь в красивых мелодиях и профессиональной аранжировке) отличает прежде всего доступность. Они обращены к самым простым человеческим чувствам: любви, верности, дружбе и т. д., написаны простым и понятным для всех языком.

Поп-песни обычно на многое не претендуют, хотя их уделом являются не только одни лирические переживания. Молодой исполнитель музыки реггей Эдди Грант записал недавно песню "Джоанна" (подразумевая под этим названием южноафриканский город Йоханнесбург): "Я слышал, что ты производишь все золото, на которое потом покупают оружие. А в это время в черном Соуэто женщины плачут о своих погибших сыновьях".

Таким образом, не любовью единой жив человек. Правда, подобные песни в поп-музыке скорее исключение нежели правило. Социальные песни - это удел групп другого направления.

БОЕВОЙ РОК

Возникновение в начале 80-х годов в западной рок-музыке движений "Рок против войны", "Рок против апартеида", "Рок против богатых" и т. д. позволило музыкальным критикам объединить группы, выступающие под этими лозунгами, в одно направление - "агитпроп-рок" ("агитационно-пропагандистский рок"). Объединение это достаточно условное, поскольку группы различаются по стилям, положению в мире рок-музыки и т. д., и единственное, что есть у них общего, - это ярко выраженная социальная направленность текстов и поддержка прогрессивных общественных акций и движений.

Самой заметной фигурой в этом течении является Пол Уэллер, бывший участник группы "Джем", ныне выступающий в группе "Стайл Каунсл". Уэллер, как пишет газета "Морнинг стар", пытается возродить "дух шестидесятых, внести в рок-музыку политическую струю, чтобы воспитать в английской молодежи политическую сознательность", он поет о проблемах британской молодежи: "Я уже все испробовал, и больше меня ничто не держит дома. Это правительство отняло и силы, и любовь. Мне говорят: "Уматывай, раз не можешь найти работу даже в родном городе" ("Разбивающий дома").

Уэллер выступает не только как музыкант: он активно сотрудничает с партией лейбористов, ее лидером Н. Кинноком, выступает против политики консерваторов. В 1985 г. Уэллер был ответственным от партии лейбористов за проведение "Года молодежи" в Великобритании.

Группа "Стайл Каунсл" постоянно выступает на концертах, организуемых газетой английских коммунистов "Морнинг стар", именно она стала инициатором движения английских рок- музыкантов в поддержку бастующих британских горняков в 1983 - 1985 гг. Тогда несколько молодых групп и исполнителей: "Мэднесс", "Новый порядок", "Рабочая неделя", "Депеш мод", "Бананарама", "Уэм", "Спешиалз", Билли Брегг и другие - активно включились в эту борьбу, организовав по всей стране сотни концертов, выпустив десятки пластинок. Все вырученные от этого денежные средства музыканты перечислили в фонд забастовщиков.

"Рок и политика должны идти рядом. Я не могу писать песни, безотносительно того, что происходит вокруг" - эти слова принадлежат 21-летнему гитаристу Тэлу Саттону, лидеру одной из самых молодых английских групп "Путь". В их последней работе есть песня "Герой войны", в которой с грустью поется: "Они принесли тебя с Фолклендов с пробитой головой. Ты защитил честь страны, сохранил национальную гордость, но, пытаясь выжить на поле боя, ты погиб в 25".

С песнями на злобу дня и политическими акциями выступают не одни только молодые исполнители. Журнал "Роллинг стоун" сообщил недавно о том, что Б. Спрингстин, Б. Джоэл, П. Саймон, Л. Рид и другие рок-музыканты дали в нью-йоркском Мэдисон-сквер-гарден концерт, выручка от которого (475 тыс. долл.) перечислена в фонд медицинской и социальной помощи бездомным детям Нью-Йорка. Понятно, что подобные действия рок-музыкантов ничего, кроме уважения и одобрения у здравомыслящих людей, несмотря на отношение последних к их музыке, вызвать не могут. Иное дело, когда речь заходит о "хэви метал".

САТАНА ТАМ ПРАВИТ БАЛ?

Когда "металл" только начал (и довольно громко) заявлять о своем существовании, многие склонялись к утвердительному ответу на этот вопрос, считая абсолютно всех исполнителей этой музыки проповедниками насилия, сатанизма, грубого секса и т. п., а сам "хэви метал" - музыкой примитивной и ограниченной. Вот как, например, журнал "Роллинг стоун" оценивал тематику альбомов "металлических" групп 1984 г.: "Садомазохизм и апокалиптическая истерия" ("Защитники веры" группы "Джудас Прист"); "Попойки, подружки, рок-н-ролл" ("Блитц" группы "Крокус"), "Романтическая чепуха, пустословие" ("Жертва будущего" Гари Мура); "Им не нравится либо дьявол, либо женщины, что довольно стандартно" ("Выстрел в дьявола" группы "Метли Крю").

Действительно, глядя на этих лохматых, увешанных цепями и ощетинившихся шипами молодых людей с гитарами и их беснующихся поклонников, слушая их оглушающую музыку, сразу проникнуться к ним симпатией было под силу немногим.

Впрочем, "металлисты" и сами подливали масла в огонь: "Давайте объединим все силы, чтобы править железной рукой! Испытаем мир! Металл правит землей!" (песня "Тяжелая обязанность" группы "Джудас Прист"); "Расчленяй на куски, отделяй мясо, выкалывай глаза, разрывай на части!" ("Некрофобик" группы "Слэйер"): "Пятница, ночь, и хочется подраться. У меня мотоцикл и нож с откидным лезвием, но единственное, что меня заводит, - так это девочки, девочки, девочки" (песня "Девочки, девочки, девочки" "Метли Крю"). Конечно же, тут было над чем задуматься и родителям, и общественности. И в США даже был создан специальный "Центр родителей по изучению возможностей музыки" с целью определения воздействия "хэви метал" на психику подростков и ограничения этого воздействия.

Но вскоре выяснилось, что не все "металлисты", как говорится, одним миром мазаны. Вот, например, отрывок из интервью вокалиста группы "Айрон Мэйден" Брюса Диккинсона венгерскому журналу "Мадьяр ифьюшаг":

"- В ваших песнях часто фигурируют слова: огонь, грех, насилие, убийство, смерть. Что означает для вас насилие?

- Вы произвольно вырвали эти слова из контекста. Мы не хотим, чтобы наша публика действовала под их влиянием. В то же время мы зачастую черпаем темы из истории человечества, почти всегда поем о борьбе добра со злом, а эти слова так или иначе связаны с темой борьбы.

- Как влияет ваша музыка на молодых людей, которые ведут нездоровый образ жизни: употребляют спиртное, наркотики?

- Мы это не пропагандируем. Поскольку нам часто приходится выступать, необходимо поддерживать хорошую форму и заниматься спортом. Недавно мы приняли участие в кампании по борьбе с потреблением героина и спиртного в Англии и США".

Кстати, в репертуаре этой группы немало интересных песен, таких, как "Где только орлы рискнут" - о военных летчиках второй мировой войны или "Бегущие за холмы" - о трагической судьбе индейского народа.

Серьезные проблемы поднимает в своем творчестве и западногерманская группа "Скорпионс", которая недавно с большим успехом выступила в Ленинграде. "Почему люди, которых мы сделали лидерами, не понимают, что мы не хотим воевать, мы слишком молоды, чтобы умирать, мы слишком любим жизнь", - поется в антимилитаристской песне "Перекрестный огонь". В таком же ключе сегодня работают и многие другие коллективы "хэви метал".

Все это, таким образом, показывает, что мир рок-музыки неоднозначен, что в нем примитивизм соседствует с подлинным искусством, а пропаганда насилия - с призывами к миру и разуму.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно