Наши читатели, наверное, уже знакомы с публикациями американского журнала "Роллинг стоун", освещающими вопросы молодежной культуры. Мы попросили одного из редакторов журнала Энтони ДЕ КУРТИСА, побывавшего недавно в "АиФ", подготовить специально для нас статью о сегодняшнем дне американской поп- и рок-музыки.
В ПОСЛЕДНЕЕ время многие в США отмечают, что в то время как Советский Союз и страны Восточной Европы продвигаются по направлению к большей свободе выражения в области искусства, Америка осаждается консервативными силами, которые хотят наложить новые суровые ограничения на наши собственные свободы. Как это было, начиная с ее зарождения в начале 50-х гг., музыка в стиле рок-н-ролл была и остается одним из основных объектов для критики людей, считающих себя арбитрами общественной морали. И эта борьба за свободу искусства, за право на рок-н-ролл является сейчас наиболее значительной тенденцией в американской популярной музыке.
Конечно же, атаки на рок-музыку являются частично оправданными, если принять во внимание творчество и заявления некоторых популярных исполнителей, в первую очередь рэп-музыки и хэви-метал.
В своей чистой форме оба эти направления - шумные, агрессивные и непочтительные. Они уже глубоко вклинились в основные музыкальные течения Америки, однако по своей сути рай - это музыка угнетенного "черного класса", точнее, негритянских аутсайдеров общества, а хэви- метал - это звуки белых представителей рабочего класса. Правда, в последнее время рэп-музыка приняла острополитическую окраску: во многих песнях затрагивается жестокость полиции в городских гетто, отсутствие изучения истории черного населения в американской системе образования, а также расизм, который все еще остается, по сути, во всех аспектах американской жизни. Так стоит ли удивляться тому, что определенные люди - это, как правило, фундаменталистски и реакционно настроенные белые - в американском обществе хотят, чтобы эти воинствующие голоса замолчали?
Но следует сказать и о том, что некоторые из тех вещей, о которых говорят в своих песнях и интервью музыканты, являются раздражающими и обидными и не только с точки зрения консерваторов. Буря противоречивых откликов разразилась в прошлом году вокруг хэви- металлической группы "Ганз'н'роузез" из-за текста их песни "Один из миллиона", который многие восприняли как расистский и оскорбительный для гомосексуалистов. Так называемый профессор Гриф - певец, выступавший с популярной рэп-группой "Паблик энеми", рассказал в одном из интервью о своих антисемитских взглядах. Сама группа "Паблик энеми" была обвинена в антисемитизме из-за песни "Добро пожаловать в царство ужаса", которая вышла в свет в начале этого года. Профессор Гриф и остальные участники группы недавно разошлись, а вот отношения между еврейской и негритянской общинами сегодня, как никогда, обострились. И еще. Как рэп-группы, "металлисты", так и музыканты других жанров в своих песнях и видеороликах слишком часто изображают женщин в крайне пренебрежительной манере.
В определенном смысле немногое из этого является новостью: вся история рок-н-ролла была бы ничем, если бы в ней не было аналогичных шокирующих вещей. Элвис Пресли, Джерри Ли Льюис, "Битлз", "Роллинг стоунз" - все они внушали обывателям ужас, если судить по реакции последних на внешность, действия и заявления музыкантов.
Рок-н-ролл также не является единственной жертвой давления на искусство в Америке. Например, передвижная выставка фотографий одного из известнейших фотомастеров США сопровождалась обвинениями в непристойности из-за откровенно сексуального характера некоторых из его образов. В своем рвении, напоминающем о самых худших вариантах тоталитарных вмешательств, полиция ворвалась в музей в Цинциннати (штат Огайо), где были выставлены работы этого фотографа, и закрыла выставку. Суды неоднократно постановляли снова открыть экспозицию, однако против музея и его директора выдвинуты сейчас серьезные уголовные обвинения.
К сожалению, развитие событий на рок-н-ролльном фронте не намного обнадеживающе. Почти в 20 штатах сейчас рассматривается законодательство, предназначенное для того, чтобы определить категории пластинок, против которых могут протестовать некоторые слушатели, а также установить возрастной ценз для покупателей и в некоторых случаях преследовать по закону владельцев магазинов пластинок, которые рискнули бы продать такие диски без соответствующих ярлыков. В попытке предвосхитить принятие подобных законодательных актов индустрия грампластинок решила помещать на своей продукции надписи типа: "Откровенные тексты - слушать только по совету родителей".
Пока что определение достойности или недостойности пластинки - это не цензура в прямом смысле этого слова, однако, если доступ к художественным произведениям, которые могут вызвать определенные возражения со стороны некоторых слушателей, будет отрезан, то разве это не приведет к самой настоящей цензуре?
Мощный и энергичный, рок-н-ролл всегда нес в себе свободу самовыражения. Сегодня же в США только самые стойкие и бдительные не дают этой свободе сузиться до опасных пределов.