ПИТЕРСКИЙ продюсер Евгений ОРЛОВ хоть и является поставщиком попсы из Северной столицы (за которой, как известно, закрепилась слава рок-н-ролльной Мекки), все же слывет "альтернативщиком". Это потому, что производит, по его же словам, поп-музыку "для головы и души". Под "альтернативой" продюсер, видимо, подразумевает созданные им коллективы: "Гости из будущего", "Отпетые мошенники", "Сливки", а также работу с Вадимом Азархом и группой "Смэш". В свои 35 помимо опыта постановщика шоу-программ у него солидный арсенал собственных песен и даже "учеников". Видимо, за эти заслуги Игорь Крутой и привлек его к работе на "Фабрике звезд".
Слава попсе, танцуют все
- ЖЕНЯ, сколько сегодня нужно денег, чтобы "сделать" артиста с нуля?
- На бездарность потребуется больше миллиона долларов. Его будут узнавать, но популярным такой исполнитель не станет никогда. А на работу с талантливым артистом в первые полтора года нужно от 300 до 500 тыс. долларов. Сегодня качественно записать одну песню, например, в Европе, иногда дешевле, чем в Москве. Есть ряд столичных студий, пользующихся популярностью и выдающих отменное качество. Там запись (аранжировка, сведение и вокал) стоит от 5 до 10 тысяч долларов. Купить песню у известного композитора можно от 3 до 60 тыс. долларов (я знаю такие случаи). Как показала практика, одна песня может изменить все. Человек может миллион "выбросить" в никуда (выпускать альбомы, снимать клипы), а потом вдруг купить хит за 60 тысяч, который "отобьет" миллион. Бюджет первых клипов "Отпетых мошенников" не превышал и 5 тысяч долларов, но сегодня бюджет клипа начинается от 20 тыс. долларов, и ...рекорд, насколько мне известно, бьет Жасмин. Ее последний ролик, как говорят, стоил больше 200 тыс. "зеленых". И это правильно, надо вкладывать в качество, если есть возможность. Клип Леонида Агутина и "Отпетых мошенников" "Граница" тоже был недешевым - 50 тысяч долларов. И Леня очень рисковал: все-таки патриотическая песня (люди могли не поверить в ее честность и подумать, что это заказ от Минобороны), да еще вдруг с "Отпетыми мошенниками". Но риск оправдался - хит долго держался в хит-парадах, а клип на него номинирован на премию МУЗ ТВ-2004.
- То есть за талантом сегодня тоже должен стоять финансовый мешок, иначе нельзя?
- Сейчас, к сожалению, одного таланта мало. Кто знает, раскрутилась бы группа "Смэш", если бы за ними не стояли папа одного из ребят Михаил Топалов и компания "Юниверсал". Но помимо поддержки у участников "Смэш" за плечами был опыт работы в группе "Непоседы": они с 5 лет знали, что такое сцена, и бредили ею.
Танцы и финансы
- НА ЧТО обычно тратят первые деньги молодые поп-звезды?
- Первое время, как правило, на безделушки. Был очень смешной случай, когда солистка "Сливок" Карина Кокс с первых гонораров приобрела себе дорогую песцовую шубу, но так ни разу ее не надела - отдала то ли сестре, то ли маме (Карина носит одежду другого стиля - эдакий лондонский китч). Таким образом она просто осуществила свою детскую мечту. Зато после года работы в "Сливках" приобрела шикарную квартиру в Питере для своей семьи (до этого они втроем с мамой и братом жили в 12-метровой комнате в коммуналке).
Но есть и другие примеры. Ребята из "Смэш", два года назад получившие за победу на фестивале "Юрмала" 20 тыс. долларов, тут же приобрели себе дорогие микрофоны, а Владик Топалов купил хорошую гитару и стал учиться на ней играть. Вадим Азарх, получив за второе место на "Юрмале" 15 тыс. долларов, только часть из них потратил на турпутевку родителям, а остальное инвестировал в себя: купил инструменты и компьютеры для собственной студии. Мне это кажется более правильным, нежели покупка шмоток, мобильных телефонов, машин. Это показатель того, что из артиста выйдет что-то стоящее.
- Продюсеры твердят, что с точки зрения бизнеса поп-музыкой заниматься невыгодно. Однако внешне большинство из них выглядят респектабельно. Пускают пыль в глаза?
- С точки зрения бизнеса поп-музыка - действительно самый рискованный и малорентабельный объект инвестиций. Поэтому у большинства серьезных продюсеров, как правило, есть либо дополнительный бизнес, либо партнеры с возможностями. На одной поп-музыке (пусть даже у тебя десять коллективов) заработать невозможно. В зависимости от контракта продюсеры получают с прибыли (а это, как правило, только гастроли) от 80 до 20%. Исполнителям же достается и того меньше - от 10 до (в редких случаях) 40%. Поскольку исполнитель, кроме таланта, ничего не вкладывает и ничем не рискует (при условии, что проект продюсерский).