Академику А. Аганбегяну грозят тюрьмой

   
   

4 ФЕВРАЛЯ московский прокурор Сергей Герасимов сообщил, что ректора Академии народного хозяйства при Правительстве РФ академика Абела Аганбегяна сотрудники Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Москвы обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями. Речь идет о якобы незаконной передаче двух зданий во владение ОАО "Высшая школа международного бизнеса".

Во времена перестройки академик Абел Аганбегян был одним из главных экономических

советников президента Советского Союза Михаила Горбачева.

Неприятности для Абела Гезевича начались после проверки Счетной палаты. По данным проверяющих, почти половина имущества Академии народного хозяйства оказалась приватизирована якобы без ведома правительства и с грубейшими нарушениями законодательства. Самому академику Аганбегяну правоохранительные органы ставят в вину факт присвоения 4,8 млн. руб., полученных за счет махинаций с недвижимостью.

Так, сотрудники 9-го отдела УБЭП ГУВД Москвы утверждают, что в июне 1994 г. академик передал в распоряжение своей коммерческой структуры помещения академии площадью более 1700 м 2 . Одну часть зданий он сдавал в аренду различным организациям, а 510 м 2 - структурным подразделениям самой Академии народного хозяйства, т. е. собственникам этой площади.

По мнению следователей, такие операции стали возможны только потому, что Абел Аганбегян в нарушение Указа президента России о борьбе с коррупцией в системе госслужбы совмещал руководство как государственной, так и коммерческой организаций. Сейчас по ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и ст. 289 (незаконное участие в предпринимательской деятельности) Уголовного кодекса России 66-летнему академику грозит наказание в виде трех лет лишения свободы.

Однако многие считают, что ученого просто подставили. А "наезд" проверяющих организовали

конкуренты, которые ведут борьбу за комплекс делового центра "Зенит". Здание фантастической формы из голубого стекла на юго-западе столицы известно почти всем москвичам. Несколько лет назад итальянская фирма "Сачи" из-за недостатка средств прекратила его строительство. Но академик Аганбегян сумел договориться с частными инвесторами о кредитах на сумму в 150 млн. долл. В скором времени уже готовый на 80% бизнес-центр может вступить в строй. Вот за

него-то и развернулась сейчас нешуточная борьба, в которой не щадят даже экономиста-рыночника с мировым именем.

Ситуацию комментирует А. Аганбегян

- Абел Гезович, ну что ж, дожили: вы стали героем скандала. Счетная палата утверждает, что в Академии народного хозяйства - сплошное воровство. Под вашим руководством.

- Счетная палата отметила, что объекты - гостиница и второй корпус - были выделены отдельно, потом приватизированы... Когда мы делали приватизацию, вместо этого здания была яма" Чтобы построить его, мы получили большой кредит. Планировали вернуть его за счет эксплуатации здания. Однако сейчас хотим отдать эти здания, чтобы не платить налоги, которые до сих пор платили... Я, честно говоря, рад проверке. Чтобы выжить, я дал самостоятельность школам и факультетам Академии, это допускается законом. Они в свою очередь вынуждены участвовать в оплате коммунальных расходов, так как Академия денег на эти цели из бюджета не получает. Остальное они используют на учебный процесс. У меня нет никаких других средств. Да, эти фирмы имеют некую самостоятельность, что не нравится Счетной палате. Они говорят, что у нас не сквозной учет... Мы вынуждены были это сделать, чтобы выжить. Мы же никому не сдаем помещения, не зарабатываем каким-то другим путем! На тех же площадях сейчас обучается во много раз больше студентов!

- Но теперь вы стали владельцем этого прекрасного голубого особняка?

- Я не имею ни одной акции этого комплекса. Ни я, ни члены моей семьи, ни кто-то другой из руководства академии. Их имеет коллектив, наши профессора. Свои акции я продал.

- Кому? Коллективу?

- Одна зарубежная фирма скупала наши акции, но в небольшом количестве, примерно 6% акций.

- Вы их совсем продали или отдали в трастовое управление?

- Эта небольшая компания не имеет отношения ни ко мне, ни к членам моей семьи. Там я не получаю зарплату. Я продал акции, но денег не взял.

- Почему? Даром отдали?

- Я сказал, чтобы эти деньги лежали до поры до времени, чтобы никто не мог сказать, что я что-то получал от них. Я же знал, что придут обыскивать... В сейфе у меня ничего не лежало, да и ключ от него всегда был на виду. Но людям ничего не докажешь! Считаю, что эти акции ничего не стоят, они не хорошие, потому что это здание строилось в долг. Акционеры ни разу не получали дивиденды. И они не получат их по крайней мере еще 15-20 лет. Мне самому ничего не нужно. В прошлом году я заплатил налоги со 120 тыс. руб. Мой сын получает в 20 раз больше меня. Дочь работает в Америке в Валютном фонде, получает в 50 раз больше. - Многие родители (и я в том числе) отдали вам на учебу своих детей, надеясь, что из них получатся грамотные специалисты. А теперь? Чем нам себя утешить?

- Страсти утихнут, а высококлассное образование останется. Так что не волнуйтесь.

- Если вы - опытный экономист, то как же попали "в лапы" Счетной палаты?

- Попали элементарно. Надо было как-то выживать. Не мы же принимали решение о приватизации здания, а вышестоящее учреждение! Я согласился осенью 1989 года занять этот пост. Стал рушиться бюджет академии. Денег мы получаем только 10% от всех расходов. Я должен был обеспечить самофинансирование, в два раза сократить коллектив, в 8 раз увеличить число обучающихся, чтобы зарабатывать деньги. Коллектив за мной пошел, в меня поверил. При нашей системе все замыкается на первом руководителе, с него и спрашивают, но на него и навешивают.

Оценку и прогноз экономического состояния страны, сделанные академиком, мы опубликуем в следующем номере.

Смотрите также: