Почему часто меняются министры культуры?

   
   

Минкульт впору назвать сегодня самым независимым учреждением России. В том смысле, что от него ровным счетом ничего не зависит.

ЕСТЬ старинный анекдот: в одном из особняков Парижа был устроен прием, и строгий дворецкий требовал у каждого из приглашенных документ, удостоверяющий его личность. Пабло Пикассо пришел на прием без паспорта и представился: "Я - Пабло Пикассо". И в подтверждение взял и нарисовал на асфальте своего знаменитого голубя мира. "Пабло Пикассо", - объявил дворецкий и пропустил художника. Идущая следом за ним женщина представляется: "А я - министр культуры СССР". Дворецкий интересуется, чем она это может доказать. Вот, мол, Пабло Пикассо взял и нарисовал голубя. Женщина в недоумении: "А кто такой Пабло Пикассо?" Тогда лакей, не произнеся больше ни слова, открывает перед ней двери и объявляет: "Министр культуры СССР".

ПОЧЕТНАЯ ССЫЛКА

КАК нетрудно догадаться, этот случай приписывают самому, пожалуй, знаменитому министру культуры Советского Союза Екатерине Фурцевой. Ее назначению на эту должность предшествовала попытка самоубийства из-за снятия с поста секретаря ЦК КПСС. В Министерство культуры Фурцеву попросту сослали. Но ссылка была почетной. Теперь Фурцеву в лицо знал не только весь Советский Союз, но и весь мир, так как должность министра культуры всегда была по большей части представительской, почти ни одни зарубежные гастроли творческих коллективов страны не обходились без его участия. Практика ссылки отживших свой срок высших партийных чиновников "на культуру" прижилась. Эдвард Радзинский в одном из своих рассказов так описал эту традицию: "Так как П. уже развалил кучу ведомств - решили его отправить туда, где разваливай не разваливай, а убытку государству, слава Богу, никакого: на культуру".

Впрочем, "убытку" государству Екатерина Алексеевна не принесла. Скорее наоборот. Именно при ней, например, получили новые здания Театр имени Моссовета, Театр оперетты, был создан Театр на Таганке.

Мы не случайно так подробно остановились на личности Екатерины Фурцевой. Ведь все, как известно, познается в сравнении. Знаменитая певица Ирина Архипова подвела итог: за всю нашу историю лучшим министром культуры была именно Екатерина Фурцева. Почему? Да потому, что Фурцева была единственным министром, хорошо знавшим правила игры, знавшим цену компромиссу. И всегда могла твердо сказать "да" или "нет". Правда, тогда и государство было богаче и щедрее. Само здание Министерства культуры было одним из красивейших в Москве. Сейчас министерство располагается в типовом здании из стекла и бетона с запахом кислых щей в коридорах. Минкульт впору назвать сегодня самым независимым учреждением России. В том смысле, что от него ровным счетом ничего не зависит. В министерском кресле Фурцева просидела 14 лет. Пришедший после самоубийства Екатерины Алексеевны ей на смену Петр Демичев (тоже сосланный "на культуру" из секретарей ЦК) пробыл министром более десяти лет. Когда в воздухе повеяло ветром перемен, стала публично возмущаться интеллигенция: до каких пор Министерством культуры будут руководить непрофессионалы? "Глас народа" услышали, и министром был назначен известный актер и режиссер Николай Губенко, пробывший министром культуры СССР до последних дней существования Союза.

ЧЕХАРДА ВРЕМЕНЩИКОВ

НАЧАЛАСЬ, после Луначарского впервые, новая эпоха: череда (если точнее, то - чехарда) назначений на министерскую должность профессионалов от культуры. Первым российским министром культуры стал художественный руководитель Малого театра и известный актер Юрий Соломин. Он не считает "министерские" годы потерянными зря, однако от чиновничьих должностей теперь отрекся навсегда.

Временные министры культуры стали сменять друг друга. Соломин пробыл на этой

должности около двух лет. Бывший ректор Литературного института Евгений Сидоров возглавлял министерство пять лет. Назначенная после него Наталья Дементьева (бывший директор Музея истории Санкт-Петербурга, Петропавловская крепость) поруководила коллегами чуть больше года. Судя по всему, воспоминания об этом периоде у нее остались не совсем приятные. По крайней мере, рассказать "АиФ" о том, что ей удалось сделать за время пребывания на министерском посту, Наталья Леонидовна не пожелала, продолжая, как и раньше, мелькать регулярно на светских приемах и презентациях и оставшись в должности замминистра.

НОВОЕ РУССКОЕ НОУ-ХАУ

СЕГОДНЯ во главе нашей культуры - бывший директор Российской государственной библиотеки ("Ленинки") доктор наук Владимир Егоров. "Временщиком", по его словам, он себя не считает. Хотя и понимает, что ничего вечного в этой жизни не бывает: "Пока же я готов работать столько, сколько мне будет позволено. Я - вполне самодостаточный человек. И боязни вновь перейти, что называется, на творческие хлеба у меня нет. Вновь вернусь в библиотеку, буду читать и писать книги".

Первой проблемой, с которой столкнулся нынешний министр (впрочем, как и все его предшественники), была проблема отсутствия средств. В интервью "АиФ" он так прокомментировал эту ситуацию:

- Одной из моих первых командировок в должности министра культуры была поездка в Ярославль. И местные строители рассказали мне, что такое ноу-хау "по-русски". Если раньше русским ноу-хау считалось строительство без единого гвоздя, то теперь - без единого рубля. Грустно, конечно. Но пока могу сказать по этому поводу только одно: проблему видим, разделяем, пытаемся решить.

- Министерство постоянно призывает учреждения культуры на местах самим зарабатывать деньги. Что, кстати сказать, некоторым неплохо удается. Не получится ли тогда, что Министерство культуры в конце концов станет никому не нужным?

- Если вдруг в какое-то обозримое время (дай Бог, на моих глазах) будут созданы условия, когда

единственным препятствием для нормального существования культуры будет Министерство культуры, уверяю вас, я буду первым человеком, который подпишет инициативную записку в правительство о его ликвидации. Говорю совершенно серьезно. Но я все же думаю, что какое-то время министерство будет необходимо. Другое дело, что министерство должно найти себя. Пока же мы, совершенно не на уровне сегодняшних требований, в основном занимаемся финансами и экономикой.

- Ощущения тупика у вас нет?

- Нет. Если оно возникнет для меня как для министра культуры, то я пойму, что нахожусь не на своем месте. Я убежден, что этап недооценки культуры (при том, что рухнули все рычаги поддержки) мы уже прошли.

Смотрите также: