Свои в доме
КОГДА Татьяна Миткова жила в Отрадном, один поклонник все время угрожал что-нибудь "сделать с собой" - из чувства любви. И однажды-таки сделал: вскрыл себе вены на пороге ее квартиры. Остался жив, а вот Татьяне пришлось переехать.
Как только Александру Буратаеву узнают наблюдательные московские таксисты, в четырех случаях из пяти требуют платить по двойному тарифу, заявляя: "У вас, на телевидении, все богатенькие, как Якубович, который каждую неделю машины раздаривает!" Юлия Меньшова - человек достаточно "закрытый" и испытывает дискомфорт, когда во время прогулки с ребенком к ней подбегают веселые мужики, с ходу переходящие на "ты"... Телеведущие - не актеры и не певцы, приподнятые над поклонниками сценой, они - "свои в доме", мы видим их чаще и знаем лучше, чем соседей по лестничной клетке. Именно поэтому расстояние между телезвездами и телезрителями сокращено до минимума.
Поинтересоваться у Леонида Парфенова в ресторане: "Леня, а что это у тебя галстук такой скучный?" - нам часто кажется столь же уместным, как сказать школьной подружке: "Твоей бы помадой писать на заборе "Ельцина в отставку!" Добавьте сюда супернапряженный график работы, ежедневный психологический прессинг, обиды обделенных вниманием "телемам и телепап" детей, резкое сокращение зарплат имени 17 августа - и задумайтесь: а надоит ли "Милая Мила" столько молока, чтобы его хватило "за вредность" всем телеведущим страны?
И тем не менее ведь никто из них добровольно не сбегает "в глушь, в Саратов!", наоборот, даже угрожают самоубийством после отстранения от эфира... А если МУЗ-ТВ или ДИСК-КАНАЛ объявляют набор телеведущих, очереди выстраиваются в три раза длиннее, чем когда-то в мавзолей. Чем же так влечет "голубой ящик", если ради того, чтобы сказать с экрана: "Добрый вечер! С вами - я, Гриша!" - люди жертвуют иногда семьей, иногда личной жизнью, иногда - здоровьем и нервами, обрекая себя на постоянную публичную жизнь "под лупой"?
Нарциссы?
ПСИХОЛОГ Олег Заярин считает, что большинство наших телеведущих - элементарные нарциссы. Настолько влюбленные в себя, что, однажды ощутив острую потребность поделиться любовью к себе с тысячами, нет, миллионами людей, забрались "в телевизор" и не выберутся из него никогда, сколько бы к ним ни приставали на улицах. В детстве нарциссы чаще всего обделены пониманием сверстников и родителей, и один из вариантов компенсации дефицита любви - стать телеведущим. Которого слушает, любит и ждет вся страна...
Иван ДЕМИДОВ, генеральный продюсер ТВ-6:
- Разве определение "нарцисс" - такое отрицательное? Если актер выходит на сцену, а ведущий - "в телевизор" с мыслями: "Я плохой, я уродливый, я скучный, у меня ничего не получится!!!" - кому это нужно? Никому...
В каждом телеведущем должно быть заложено самолюбование. Важна доза. Если для Киркорова 80% нарциссизма - уместно, то для другого и 30% непростительно...
Да, я всегда спрашиваю на собеседовании с потенциальными ведущими, насколько для человека важно, как он выглядит с экрана телевизора. Ведущий должен изначально себя переоценивать, это - одна из составляющих профессии. Никогда не беру людей, которые не хотят прославиться.
Сергей ШОЛОХОВ, хозяин "Тихого дома":
- Ну, я согласен с тем, что одной из частей профессионализма ведущего является его внимание к собственной внешности. Вне зависимости от того, как он выглядит, как подстрижен, во что одет, он должен сделать вид, что именно так и нужно... Но некоторая степень неточности в "теории нарциссизма" состоит в том, что внешность ведущего в большинстве случаев - это не столько неуправляемая личная воля, сколько коллективное творчество: с одной стороны - зрителя, с другой - руководства страны, с третьей - руководства канала.
Когда во время мятежа 93-го года ведущий Сванидзе появился в кадре без галстука, то Черномырдин, которому было о чем в этот момент заботиться (танки брали "Останкино"), позвонил в резервную студию РТР и сказал: "Почему это у вас ведущий без галстука?" Если руководство канала подписало соответствующий договор, то (это касается, естественно, штатных ведущих) изволь приходить, доставать из ящика или шкафа пиджак от этого несчастного Труссарди и вести программу в нем... Потому что ты - рекламная этикетка канала и твоя степень адекватности соответствует не столько представлению о собственном изяществе, красоте, а скорее тому, каким тебя хотело бы видеть начальство. Если с точки зрения руководства ведущий должен быть нарциссом - он будет нарциссом. А если нет, придется ему это тщательно скрывать, независимо от того, нарцисс он или нет...
Наркоманы?
Игорь ВОЕВОДИН, "Сегоднячко":
- Когда я немного поработал с камерой, то увидел, что там, где нужно тратить несколько страниц, достаточно двух секунд - и десятки миллионов зрителей будут просто рыдать. Меня это так увлекло, что я просто "присел" на телевизор, как кто-то садится на иглу... А прямой эфир - это чистый наркотик! Первый раз - страшно, садишься перед камерой и физически ощущаешь миллионы глаз. Хотелось вскочить, но тут выбросился адреналин... Постепенно к этому привыкаешь, и получается физическое ощущение полета...
Татьяна МИТКОВА, "Сегодня":
- Эфир - это в каком-то смысле наркотик. Когда живешь двенадцатью программами в прямом эфире - ритм сумасшедший, а потом наступает свободная неделя - и организм настолько перестраивается, что происходит ...ломка.
Юлия МЕНЬШОВА, ТВ-6:
- Телевидение затягивает, как наркотик? Знаете, такая же теория существует касательно профессии актера, но... Я - актриса, которая оставила актерскую карьеру! Без сожаления. Я больше 4 лет на телевидении, и мне очень нравится моя работа, но вряд ли ее можно назвать наркотиком. Я легко отказалась бы от своего еженедельного появления на экране... Но... не от телевидения в целом!
Прозрачные!
ПРОСТО "захотеть в телевизор" тем не менее - маловато будет. Нужно, чтобы и телевизор захотел "тебя в себя". У Сергея Шолохова есть теория "прозрачности и непрозрачности людей". Когда человек непрозрачный - получается диктор телестанции "Мир", заинтересованный исключительно в правильном фонетическом озвучивании своего текста. А если человек ПРОЗРАЧНЫЙ, как Дмитрий Дибров, всегда будет видно, что ему ИНТЕРЕСНО, - как бы он ни устал от своего ежедневного "старого телевизора"... Валентина Михайловна Леонтьева, тетя Валя, называет эту самую прозрачность утонченным и искренним, как все ее программы, словом - повенчанность:
- Повенчанность у ведущего должна быть непременно! Нужно быть страстно влюбленным в телевидение, только тогда работа получается.
Бывало, настроение совсем жуткое - какие-то проблемы, погода гадкая, кажется, что я никому не нужна... Но стоило мне переступить порог телецентра, и я мгновенно, как говорил Станиславский, оставляла "галоши на вешалке"... Я забывала обо всем, как только загорался огонек телекамеры! Счастье не в том, что это - камера, а в том, что я могу говорить с людьми, которые ТАК ТРЕПЕТНО ко мне относятся...
Нарциссов много, а популярных телеведущих - единицы... Значит, хороший ведущий - это не просто нарцисс. Это условие, возможно, и необходимо, но его явно недостаточно. Во всяком случае теленарциссизм заметно отличается от обычного самолюбования. Телеведущим - профессиональным, любимым миллионами зрителей - можно стать только в том случае, если суметь "нарциссические комплексы" - завышенную самооценку, дефицит любви - превратить в ту самую ПРОЗРАЧНОСТЬ, ТРЕПЕТНОСТЬ, о которой и говорил Сергей Шолохов. Это уже называется иначе - завоевывание любви. И реакция на это однозначная - хочется ответить...
Телеведущий делает историю
МОЖНО не любить Евгения Киселева за лукавый взгляд из-под очков и снисходительную учительскую улыбку. Можно упрекать его в самолюбовании и даже "нарцисcизме". Но вне зависимости от чисто человеческих симпатий нельзя было без искреннего восхищения смотреть последний выпуск его "Итогов". КИСЕЛЕВ на глазах у всей страны (а рейтинг "Итогов" стабильно недосягаем для конкурентов) не просто заострял дискуссию политиков или задавал едкие вопросы, он ДЕЛАЛ ИСТОРИЮ: конструктивно, отточенно, уверенно. Одна-единственная фраза: "Сталин назвал сербов фашистами" - и воинствующий Зюганов становится жалким, один звонок вице-премьеру Драшковичу: "Алло, это Чубайс говорит!" - и внутренне замираешь оттого, что на телеэкране - не репортаж о событии, а само СОБЫТИЕ.
На вопрос о том, насколько сильно влияние его программы на общественно-политическую жизнь страны, Евгений Алексеевич ответил сдержанно: "Я не люблю, когда нашу телекомпанию упрекают в сознательном "давлении на события". НТВ - телевидение для фактологов, и мы просто сознательно развиваем свои сильные стороны. Мы не манипулируем, просто часто оказывается так, что только НТВ освещает то или иное событие, и, естественно, у телезрителя формируется определенное мнение под влиянием именно нашего - единственного - сюжета..."