Страсти вокруг подписи президента

   
   

НАЗНАЧЕНИЕ Е. Примакова председателем правительства России позволило приостановить страшный по своим последствиям политический кризис, но не устранило его причины. Не выдвинув во время своего назначения политических условий (гарантии сохранения правительства до 2000 года, кадровый карт-бланш, контроль над государственными СМИ, ликвидация влияния олигархов), Е. Примаков оставил на политической сцене всех основных актеров со стоящими за ними группировками и их экономическими интересами. Так что уже в ближайшее время нас, возможно, ждет второй акт драмы политического кризиса - его развязка.

Представим позиции и задачи основных участников предстоящих событий. Первая колонна: остатки олигархов, ведомые Б. Березовским, контролируемые ими СМИ, силы поддержки в Международном валютном фонде, часть Администрации президента РФ. Публичный политический представитель - Г. Явлинский. Задачи группы - выдавить из правительства "левых" во главе с Ю. Маслюковым, ослабить предвыборные позиции КПРФ. Сделать Е. Примакова "управляемым" и включить в кабинет министров своих людей. Накануне выборов восстановить монополию над информационными потоками.

Вторая группировка - левые во главе с Г. Зюгановым, большинство Государственной Думы. Задачи - полностью нейтрализовать президента, укрепить контроль над правительством и лично Е. Примаковым. Взять в "оперативное управление" первый и второй каналы телевидения. Через своих людей в правительстве и Центробанке получить средства на предстоящие парламентские и президентские выборы.

В силу сложившихся обстоятельств интересы "третьей силы" представляет премьер Е. Примаков. Правда, четко сформулированной позиции он пока не имеет. Не любит олигархов, Г. Явлинского, не уверен в президенте. Демонстрирует подчеркнуто командный стиль в правительстве. Исключительно по законам технологии власти пытается (хотя и не очень успешно) укрепить влияние на ТВ, в силовых структурах, укрепить бюджетную и налоговую дисциплины. Искренне готов бороться с коррупцией и преступностью. По-детски обидчив на прессу. Как минимум до 2000 г. хочет удержаться у власти.

Четвертая сила - команда Ю. Лужкова. В предстоящей в ближайшее время политической схватке прямого участия, скорее всего, не примет. Но мэра Москвы не устраивает серьезное усиление ни первой, ни второй группировки. Воспользоваться же результатами предстоящей "разборки", скорее всего, попытается, особенно возможностью еще до президентских выборов получить пост премьера страны. В тактическом плане обращает на себя внимание серьезное сближение Ю. Лужкова с В. Гусинским. Так, "Мост-банк" получил доступ к средствам бюджета города и счетам его предприятий, идут переговоры "о взаимодополняемости" телеканалов НТВ и 31-го канала, резко усилилось личное влияние Гусинского на мэра и часть его команды.

ДРУГИЕ ФИГУРАНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДРАМЫ

ПРЕЗИДЕНТ. Хоть и болен, но инстинкт власти подсказывает ему редкие в последнее время, но внешне эффектные шаги - например, молниеносный визит в Иорданию, снятие Березовского.

Совет Федерации, губернаторский корпус, не монолитен. Заметную роль будет играть только после начала активных действий другими силами. Председатель СФ осторожен до бездеятельности. Губернаторы готовятся к своим выборам - уже в этом году переизбирается 18 региональных лидеров.

Общество пассивно.

СМИ распределены за различными политическими силами и их финансовыми структурами.

Чуть не забыли об А. Чубайсе. Не прочь использовать развитие событий в своих интересах и даже активно повлиять на них. По неподтвержденным данным, Анатолий Борисович недавно "прорвался" к президенту в Центральную клиническую больницу и предложил Б. Ельцину его любимую политическую кадровую игру: врезать и левым и правым, укрепив свою роль "гаранта и арбитра". А именно: убрать из правительства Ю. Маслюкова, Г. Кулика и К., а для этого убрать с политического олимпа ненавистного оппозиции и самому Чубайсу Б. Березовского. Это гораздо более вероятная версия, чем слух о том, что БАБа сдали в обмен на замораживание импичмента и гарантии безопасности семье президента со стороны коммунистов.

ВЕРОЯТНЫЙ СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ

ЕСЛИ Е. Примаков не соглашается убрать из правительства Ю. Маслюкова и Г. Кулика, то очень высока вероятность появления указа об освобождении самого премьера с должности.

В этом случае левое большинство в Госдуме и Совете Федерации незамедлительно заявляет, что под указом об освобождении Е. Примакова стоит не личная подпись президента (так как он болен и не способен на это), а штамп с подписью, другими словами - факсимиле.

При этом палаты парламента обращаются к Е. Примакову с предложением не покидать пост премьера, взять исполнение обязанностей президента на себя и обеспечить проведение выборов в сроки, установленные Советом Федерации и Госдумой.

По этому сценарию президент будет "тихо изолирован" (без физического устранения) на одной из загородных резиденций ("Горки-9" или "Русь"). Стране покажут кадры, подтверждающие неспособность президента управлять страной из-за болезни. Армия и Внутренние войска будто бы молчаливо поддержат перемены. Все это будет печально напоминать то ли февраль 1917-го с отрешением царя, то ли изоляцию Ленина в Горках в 1922-1924 гг.

Но последовательный ход событий по плану Г. Зюганова и К. будет нарушен Е. Примаковым. Он не захочет стать таким главой государства и покинет пост председателя правительства, объясняя свой шаг нежеланием быть причиной конфликта и возможных столкновений.

После этого Госдума и Совет Федерации сформируют "Государственный Совет" - орган коллегиального политического руководства страной - и новое правительство. Возможно, во главе с Ю. Лужковым.

Стране будут обещаны скорые (как только позволит экономика и политическая стабильность) выборы. Начнется кампания по замене Конституции. Для принятия нового Основного закона соберут Конституционное (читай - Учредительное) собрание...

Россия может вступить в период длительной Смуты.

Вся надежда на то, что даже если президент не в силах поставить собственноручно подпись под указом, он не позволит сделать это и людям, отвечающим за факсимильный штамп. Хотя бы из чувства самосохранения.

Смотрите также: