ПРЕДУГАДАТЬ, как отзовется "наше слово", не дано никому, и все-таки, публикуя интервью с бывшим или действующим государственным деятелем, надеешься, что по крайней мере его за это интервью не расстреляют, не упрячут в тюрьму.
НЕСКОЛЬКО месяцев назад средства массовой информации сообщили о начале в Баку судебного процесса над бывшим премьер-министром Азербайджана Суретом Гусейновым. Адвокаты обвиняемого передали в нашу газету обвинительное заключение, в котором, в частности, говорится:
"В феврале месяце 1995 г. бывший премьер-министр Азербайджана Гусейнов С. Д. дал интервью газете "Аргументы и факты", где без оснований обвинил руководство республики в том, что оно ведет политику против России, тем самым пытался создать противостояние между Россией и Азербайджаном. Гусейнов С. Д. оклеветал и обвинил в совершении тяжких преступлений руководство республики, т. е. в создании коррупционной системы в 60-80-х гг. и в настоящее время. Гусейнов С. Д. оклеветал руководство республики в том, что оно оказывает помощь дудаевской армии оружием и что г. Баку превращен в публичный дом. Это им было сделано с целью принизить авторитет президента республики и азербайджанского народа.
Распространяя клевету и неправильные сведения через средства массовой информации - газету "Аргументы и факты", Гусейнов С. Д. выступил с позиций врага народа.
Этими действиями Гусейнов С. Д. совершил преступление, предусмотренное ст. 57 часть 1 УК - измена Родине, ст. 188-6 часть 2 УК Азербайджанской Республики - оскорбление или клевета в отношении Президента Азербайджанской Республики с использованием печати".
В прямом смысле спасая свою жизнь, Сурет Гусейнов выдвинул против газеты "Аргументы и факты" и меня как автора материала иск о защите чести и достоинства. Вот, что, в частности, говорится в исковом заявлении:
"В НАСТОЯЩЕЕ время я являюсь обвиняемым по уголовному делу, возбужденному Министерством национальной безопасности Азербайджана. Мне предъявлено обвинение по ряду статей УК Азербайджана.., наказание по которым - смертная казнь... В качестве единственного доказательства по предъявленному обвинению приводится указанное интервью в газете "АиФ".
В результате опубликованной статьи я нахожусь в крайне тяжелом положении. В заметке "В Азербайджане грядет взрыв" я предстаю перед читателями и общественностью, по квалификации следствия, как "враг азербайджанского народа", мятежник и заговорщик. Кроме того, содержание в тюрьме сильно подорвало мое здоровье.
Приписанные мне высказывания причинили мне невосполнимые нравственные, физические страдания и моральный вред".
Что здесь сказать... Я действительно встречался с С. Гусейновым четыре года назад на какой-то квартире в центре Москвы, куда меня привезли. Гусейнов русским почти не владеет, разговор шел через переводчика, но все равно мы с трудом понимали друг друга. Результатом той беседы стала публикация интервью с ним в 10-м номере "АиФ" за 1995 г., и это она заставила сегодня вспомнить давний, порядком забытый разговор.
Меня поразил тогда непонятный романтизм Гусейнова, недопонимание им того, что политика - это очень серьезная профессия, которая не терпит любительства. А Сурет Гусейнов мне показался именно любителем. Впрочем, начало 90-х гг. было "временем дилетантов" почти для всех республик бывшего СССР. С их приходом во власть в этих странах возникали межэтнические и гражданские войны, экономику, общественную жизнь охватывал хаос.
С тех пор прошло немало времени. Стало очевидным, что народы тоже могут заблуждаться. Хотя и ненадолго. В Азербайджане на смену историку Эльчибею пришел профессиональный политик Гейдар Алиев. И постепенно ситуация в этой республике стабилизировалась. Покинул свой пост и вынужден был скрываться в России бывший премьер-министр Азербайджана, а до этого директор шерстяной фабрики в Гяндже Сурет Гусейнов. Под давлением азербайджанских властей в 1997 г. он был выдан российскими властями. И вот теперь его ждет суд...
ЖУРНАЛИСТЫ хорошо знают, что газетная статья может служить материалом для уголовно-правовой проверки. Но рассматривать публикацию, к тому же написанную не самим обвиняемым, как доказательство в измене родине - разве такое возможно?
Мы убеждены, что президент Азербайджана, известный своей справедливостью, не знает, какое беззаконие пытаются сотворить во имя его и за его спиной.
Мы не имеем намерения вмешиваться во внутренние дела суверенной республики или каким-либо образом повлиять на работу ее судебных органов, но считаем, что интервью Сурета Гусейнова газете "Аргументы и факты" из обвинительного заключения должно быть исключено, поскольку это противоречит духу и букве международных договоров, подписанных Азербайджаном.
...Что касается иска Гусейнова о защите чести и достоинства, то мне не хотелось бы судиться с ним и, защищая свою газету и самого себя, доказывать соответствие опубликованного интервью его словам - прошло слишком много времени, и запись той беседы не сохранилась. Мне очень хочется защитить его жизнь... Дай Бог, чтобы этот материал хоть в чем-то помог ему.
Смотрите также:
- БЫВШИЙ МИНИСТР ОБОРОНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СВОЮ ВЕРСИЮ СОБЫТИЙ. Как я сбежал из тюрьмы →
- ПЯТЬ ЛЕТ ВЕДЕТСЯ СЛЕДСТВИЕ ПО ДЕЛУ А. АДЫЛОВА. Товарищ "крестный отец" →
- СКАНДАЛ. Куликов боится Лебедя →