Полковник ГРУ Фемиде не по зубам?

   
   

ЭТО дело до сих пор окружено плотной пеленой секретности и страха. Мне показали документ: после образования в 1991 году Российского фонда инвалидов войны в Афганистане (РФИВА) и подписания Борисом Ельциным указа о наделении этой организации многомиллиардными льготами уже погибло 34 человека, ранено - 62. Только в результате взрыва на Котляковском кладбище 10 ноября 1996 года разорваны на куски 14, ранены и получили контузии еще 26 человек.

ДЕСЯТЬ месяцев продолжался суд над тремя обвиняемыми во взрыве. За столь чудовищное преступление государственный обвинитель просил не самого сурового приговора: заказчика преступления Валерия Радчикова отправить в тюрьму на 12 лет, исполнителям - Михаилу Смурову и Андрею Анохину соответственно по 10 - 15 лет лишения свободы. Но Московский окружной военный суд под председательством полковника юстиции Владимира Сердюкова полностью оправдал подсудимых за недоказанностью их вины.

Большие деньги - большая кровь

ЭТО дело расследовали лучшие силы Генеральной прокуратуры во главе со следователем по особо важным делам Даниловым. Ему помогали еще 4 "важняка" и свыше 100 оперативников. Но они так и не сумели найти ответ на вопрос: куда подевались миллионы долларов, похищенные у инвалидов-"афганцев"?

Судя по тем финансовым бумагам, куда удалось заглянуть, деньги через Российский фонд инвалидов войны в Афганистане (РФИВА) расхищались огромные. Только по постановлению правительства, которое подписал Виктор Черномырдин, инвалидам-"афганцам" власти даровали 13 247,52 миллиона рублей. А вот еще одна цифра. Согласно годовому отчету РФИВА, коммерческие посредники, прикрываясь именем фонда, заключили контракты с зарубежными фирмами на поставку алкогольной и табачной продукции в Россию на сумму 1 миллиард 531 миллион 930 тысяч долларов США. За счет освобождения от таможенных пошлин реализация этих контрактов принесла им доход в 192,8 миллиона долларов. Однако на суде полковника Главного разведывательного управления (ГРУ) Генерального штаба Вооруженных сил России Валерия Радчикова обвиняли в хищении 2,5 миллиона долларов. А где все остальное?

Ответить на этот вопрос уже никогда не сможет ни бывший руководитель фонда Михаил Лиходей (взорван в подъезде своего дома в 1994 году), ни его вдова Елена Краснолуцкая, занимавшая пост финансового директора РФИВА, ни его друг и преемник Сергей Трахиров, погибшие на Котляковском кладбище.

В октябре 1995 года после покушения на него чудом уцелел и сам Валерий Радчиков. Он получил 6 пуль, но сумел тяжело раненным на машине уйти от киллеров. А вот его юрисконсульт и доверенное лицо Дмитрий Матешев в той перестрелке скончался, не приходя в сознание. 3 сентября 1998 года, когда Радчиков уже сидел в тюрьме, наемными убийцами был застрелен другой его помощник, генеральный директор нового афганского фонда Валерий Вуколов.

"Он не мог столько украсть"

ПОЛКОВНИК ГРУ Валерий Радчиков, выйдя из тюрьмы, первым делом обратился к прессе (и своим могущественным недругам?) с просьбой: "Не добивайте!" Судя по всему, его молчание во время следствия оценено по достоинству. До сих пор некоторые высокопоставленные государственные чиновники продолжают лоббировать интересы фонда. Так, уже сейчас предусматривается выделить ему в рамках "Федеральной программы защиты инвалидов военной службы на период с 1998 по 2000 г." ни много ни мало, а 13,7 миллиарда деноминированных рублей. А ведь следствие до сих пор не нашло концов, куда делись 287 миллиардов рублей, выделенных фонду Радчикова. Кстати, распоряжением Бориса Ельцина N 336-рп от 21 июля 1995 года их "списали" как оприходованные. Но ведь во многих региональных организациях инвалидов-"афганцев" не видели ни рубля, о чем было заявлено в письме к президенту.

Люди, хорошо знающие Валерия Радчикова, не верят, что он мог столько украсть. Бывший спецназовец, лишившийся в Афганистане обеих ног, он бесстрашно прыгал с парашютом, метко стрелял из пистолета и метал нож, но вот в финансовых вопросах, всяких дебетах-кредитах, не смыслил ничего и был просто ширмой, за которой скрывались матерые коммерсанты и политики.

Сейчас шепотком говорят о причастности к этому делу российских спецслужб. На основании того, что Валерий Радчиков являлся офицером действующего резерва ГРУ, кое-кто даже выдвинул версию, что похищенные миллиарды шли на содержание резидентур военной разведки за рубежом, а также тайные операции в Чечне. Наши высокопоставленные источники в Генеральном штабе категорически отрицают это. По их словам, ГРУ - это прежде всего государственная контора, во многом забюрократизированная. Здесь каждый подчиняется вышестоящему начальству, которое тоже находится под контролем. Поэтому финансировать военную разведку за счет "левых источников" - вещь невозможная. И все-таки сомнения остаются. Уж очень профессионально все сделано. Десятки трупов и ни одного пойманного преступника. Да и Радчиков, против которого было собрано вроде бы немало улик как на заказчика преступлений, и тот оказался не по зубам отечественной Фемиде.

Концы тянутся... Куда?

НЫНЕШНИЕ руководители афганского фонда инвалидов Чепурной и Алексеев вспоминают, что, когда они в поисках пропавших миллионов дошли до заместителя министра труда Осадчих и спросили, где выделенные деньги, тот якобы многозначительно поднял глаза вверх и сказал, что средства пошли на предвыборную кампанию. Так это или не так, сейчас доказать трудно. Но вот чем объяснить, что через несколько дней после ареста Радчикова его заместитель по фонду Валерий Вощевоз, курировавший все финансовые потоки, кстати, во время президентской кампании 1996 года доверенное лицо Бориса Ельцина, вдруг был спешно отправлен полномочным представителем президента в Амурскую область.

Захочет ли Валерий Вощевоз раскрыть финансовые тайны? Заговорит ли Валерий Радчиков? Люди, помогавшие в сборе информации, сомневаются в этом. Они считают, что только после окончательной смены караула в Кремле следствию позволят выйти на истинных заказчиков самых громких преступлений последнего времени и тогда будут раскрыты убийства Холодова и Листьева, дело о взрыве на Котляковском кладбище.

Смотрите также: