ВЗГЛЯНУВ на наш плакат, парень в синей шапочке аж присвистнул: "Ну ни фига себе жизнь пошла! Уже банкиры на улицах побираются! Что ж нам-то делать?" И, сокрушенно покачивая головой, побрел прочь. Надпись на плакате гласила: "Бывшие сотрудники "Славатомбизнесбанка" (СТББ) обращаются к вашему милосердию. Государство нас обокрало - отозвана лицензия. Наше имущество продается с молотка. Просим помочь нашей беде - кто сколько может". Далее шли номера
сотового телефона, факса, пейджера и расчетный счет, на который следовало переводить пожертвования.
ПО ДАННЫМ Российского независимого института социальных и национальных проблем, последствия событий 17 августа острее всех ощутили те, кто гордо именовал себя "средним классом": мелкие предприниматели, "челноки", банковские служащие, сотрудники инвестиционных компаний и рекламных агентств. Как отнесутся к их беде прохожие? С безразличием, сочувствием, а может быть, со злорадством?
Чтобы проверить это, мы, одевшись поприличнее, вышли на Садовое кольцо
неподалеку от "всероссийского перекрестка" - трех вокзалов. Прямо у входа в метро в ряду старушек, торговавших солеными огурцами и квашеной капустой, установили коробку из-под ксерокса - символ "черного нала", а на нее - коробку поменьше, для пожертвований. И принялись ждать.
Некоторые сомнения вызывала достоверность названия мнимого банка, наспех составленного из наших имен. Но, как оказалось, напрасно.
- "Славатомбизнесбанк"? Что-то название знакомое...
Это не Фима ли Славский у вас там за главного? - поинтересовался пожилой прохожий.
- Был когда-то такой оборотистый мужик в Минсредмаше.
- Нет, - объяснили мы, - банкира Славского не знаем. А наш шеф - подлец. Кинул и вкладчиков, и коллектив банка. Снял активы и смылся. Мы вот теперь на морозе топчемся, а он, должно быть, загорает где-нибудь...
- Никто вам ни черта не даст, - заявил наш собеседник. - Сейчас и калекам-то не очень подают. Вы бы хоть оделись, что ли, попроще. Очерствел нынче народ. Я вот в 91-м "Белый дом" защищал, а сейчас в этом и признаться стыдно. Прислали мне как-то приглашение медаль за его оборону получить, но я из принципа не пошел. Пенсия 350 рэ! Мне теперь терять нечего.
- А я вас сперва за агитаторов принял, - вклинился в разговор мужчина лет пятидесяти.
- Вчера в новостях Гайдар с Чубайсом и вся их гоп-компания объявили, что снова на выборы пойдут и ни в чем себя виноватыми
не считают. Думал, за них агитируете. А вы, выходит, сами на мели? Нет, ей Богу, в первый раз вижу, чтобы банкиры побирались! И вас, значит, припекло?
- А вы, ребята, милиции не боитесь? Здесь у метро гоняют... Минут через 10 действительно появился милиционер. Постоял в сторонке, почитал плакат. Потом подошел и посоветовал сменить точку. Иначе, мол, привлечет за попрошайничество. Народ за нас заступился: "Оставь их в покое! Им тоже зарплату не платят!
Не бомжи, не хулиганы, видите - люди приличные!"
Кое-как конфликт с властью удалось уладить. Нам никто не подавал, но, пользуясь случаем, прохожие старались получить полезную информацию от нас. Вопросы так и сыпались:
- Не знаете ли, где сейчас скрывается тот прохиндей Неверов из "Гермеса", который когда-то вот тут неподалеку ваучеры собирал? Эх! Найти бы его, набить морду!
- Сколько будет стоить доллар в январе?
- Скажи, дорогой друг, ты ж финансист - должен знать: правда ли, что инфляция скоро
будет, как в 93-м? Покупать доллары или погодить? У меня в Сбербанке 22 тысячи на пенсионном вкладе...
ПОЖИЛАЯ армянка, назвавшаяся Елизаветой Ашотовной, поведала, что ее сын вынужден был за бесценок продать четырехкомнатную квартиру в центре Баку. Вшестером ютятся сейчас в коммуналке. Сын пять лет откладывал на квартиру в Москве, но в августе и эти 30 тысяч долларов считай что пропали.
- Скажите, неужели это безвозвратно? - со слезами на глазах спросила беженка.
- Плохи ваши дела, - заявил нам средних лет гражданин. - Кроме как бумажки перекладывать,
вы, поди, ничего не умеете. У меня вот шесть рабочих профессий, а все равно толку нет. У нас в Ярославле безработица жуткая. Приехал в Москву, думал на стройке подработать или завербоваться куда-нибудь. Да пока не берут.
...Мы уходили часа через два, "обогащенные" только информацией: коробка была пуста. Никто не подал ни копейки. Оно и понятно: мало подавать "банкирам" неудобно, а много ни у кого не было. Но зато никто нас ни в чем так и не упрекнул.
Наверное, потому, что наш "Славатомбизнесбанк" - единственный банк, который никого не ограбил...