ДО ПОСЛЕДНЕГО момента московский мэр Юрий Лужков оставался фаворитом в премьерской гонке. Почему же в результате ему так и не довелось переехать в "Белый дом" на Краснопресненской набережной?
Казалось бы, Юрий Михайлович обладает всеми качествами, необходимыми главе российского правительства.
ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕТЕНДЕНТ
ВО-ПЕРВЫХ, он настоящий хозяйственник. Причем хозяйственник успешный. Наряду со знаменитой кепкой его визитной карточкой стали масштабные московские новостройки. В недавней шутке о том, что первым делом Лужкова-премьера стало бы строительство Всероссийской кольцевой дороги, есть изрядная доля хорошей зависти.
Во-вторых, ему доверяют люди. Для россиян Ю. Лужков давно уже стал знаковой фигурой. На прошедших региональных выборах многие кандидаты в губернаторы небезуспешно эксплуатировали образ московского мэра. Правда, до сих пор мало кому удавалось достичь такой поддержки, какую москвичи всегда демонстрировали Лужкову (более 82%). А потому его назначение на пост премьер-министра позволило бы вернуть доверие населения к правительству и власти в целом, без чего страну из кризиса вывести невозможно.
В-третьих, что касается политической "тяжеловесности", то тут, пожалуй, один Лужков равен нескольким Черномырдиным. Как ни парадоксально, но московский мэр, склонный к достаточно жестким решениям, всегда воспринимался как человек, избегающий революций и потрясений. Всем своим видом, манерой поведения он демонстрирует основательность, стабильность, огромный запас прочности. Безусловно, став премьер-министром, он смог бы надежно обеспечить преемственность власти и дать гарантии безопасности президентской семье.
В-четвертых, московский мэр имеет авторитет и разветвленные связи в России и в СНГ. Правительство Москвы уже заключило более полутора сотен соглашений о взаимодействии и сотрудничестве с республиками, краями и областями и активно проводит собственную "региональную политику". Ю. Лужков подчеркнуто демонстрирует свое славянофильство и даже является личным другом президента Беларуси А. Лукашенко. Правда, с украинским руководством у него не заладилось из-за Крыма. Однако восточная Украина и русскоязычное население Прибалтики испытывают к нему искреннее уважение.
Важный плюс Юрия Михайловича - умение работать в новых экономических условиях в целом и умение работать с Западом в частности. Он отладил достаточно эффективную схему взаимодействия с зарубежными финансовыми институтами, сумел привлечь иностранные инвестиции, научился точно и в срок расплачиваться по кредитам, обеспечивает гарантии безопасности инвесторам. Но есть и еще одно его отличие от многих нынешних "олигархов", которые нажили состояние банковскими спекуляциями и продажей сырья за рубеж. Наиболее успешные проекты Лужкова связаны с высокотехнологичными производствами (телекоммуникации, машиностроение, жилищное и дорожное строительство). Почему же все-таки победа на финише досталась другому?
ЗАПАД БЫЛ ПРОТИВ
СЕГОДНЯ, когда Россия оказалась полностью зависима от получения зарубежных кредитов, мнение Запада сыграло важнейшую роль в выборе российского премьера. Как ни странно, но именно перечисленные качества характера мэра насторожили "вашингтонский обком партии" и лидеров стран Семерки.
Очевидно, что "державно-патриотическая" риторика Лужкова способна привлечь голоса избирателей, но никак не кредиты МВФ.
Доверие населения, основательно "полевевшего" в кризисных условиях, помноженное на поддержку оппозиционных фракций Госдумы, тоже не красит Юрия Михайловича в глазах Гельмута Коля или Билла Клинтона. Вдобавок он страдает явным "политическим дальтонизмом" и не собирается отказываться от дружбы с коммунистами, например вице-мэром В. Шанцевым, только потому, что это может раздражать западных либералов.
Еще один увесистый камень в огород мэра был брошен зарубежными СМИ, которые попытались слепить из Лужкова образ главаря русской мафии. В том, что эти попытки оказались довольно убедительными, виновата своеобразная кадровая политика Юрия Михайловича. Для него личная преданность подчиненных и близких друзей, например И. Кобзона, важнее их реноме на Западе. В результате он зачастую теряет контроль над действиями своей команды, члены которой хороши для решения конкретных задач, но практически не способны продемонстрировать качества современных государственных управленцев, топ-менеджеров, приятных в общении и понятных Западу.
Еще одно обстоятельство не в пользу Лужкова - открытая неприязнь главы президентской администрации В. Юмашева и испорченные отношения с дочерью Б. Ельцина Татьяной. Это психологическое "несовпадение" трудно объяснить рациональными причинами, поскольку именно московский мэр, да еще В. Черномырдин сегодня способны были реально поддержать и защитить президентское окружение в критический момент.
Впрочем, и при всех этих "минусах" Запад мог бы согласиться на премьерство Лужкова, если бы Б. Ельцин оставался "на коне" и мог в любой момент решительно "поправить" Юрия Михайловича. В условиях же практически неизбежной досрочной отставки президента новый премьер становится не просто председателем правительства России, но также исполняющим обязанности главы государства. А это уже совсем другой политический расклад.