"Триумф" в Париже - больше, чем триумф

   
   

ЗА ШЕСТЬ лет фонду "Триумф-ЛогоВАЗ", финансируемому Борисом Березовским, удалось на удивление основательно и счастливо "раскрутиться". А одноименной премии, вручаемой фондом и его "звездным" жюри, - стать сегодня, пожалуй, самой престижной и самой независимой в России. Все, с чем связана марка "Триумфа", имеет неизменный привкус интеллигентности и знак качества. При этом он не переродился в еще одну столичную элитарную тусовку и не ограничивает

свою деятельность ежегодной церемонией вручения премии в Большом театре. Он постоянно расширяет пространство: так родились московские Рождественские фестивали, фестивали в Тольятти и вот уже во второй раз - "Дни "Триумфа" в Париже".

Когда-то Сергей Дягилев потряс Париж "Русскими сезонами". В советские времена разнообразные "дни" и "декады" носили нескрываемый и несмываемый идеологизированный, политизированный характер. "Триумф" же радует как раз отсутствием

всего этого: он просто выбирает, привозит и показывает в Париже истинное искусство ради истинного искусства.

А уж сколько стоило это мероприятие... На излюбленный вопрос журналистов - как ни странно, оказавшийся любимым и для Зои Богуславской - она так и не ответила, упомянув о "нескольких сотнях тысяч долларов". И подчеркнув, что г-н Березовский платит, но, вопреки известной поговорке, "музыки" не заказывает.

ЖВАНЕЦКОГО И БГ БРАЛИ С БОЕМ

ВСЕ программы шли при постоянных аншлагах, даже показы фильмов, а уж этот вид нашего нынешнего искусства для парижан - настоящая "терра инкогнита". На вечере поэзии Андрея Вознесенского и вовсе была такая толпа, что Зураб Церетели с трудом провел сквозь нее грузинского посла. А концерты Бориса Гребенщикова и Жванецкого так и не смогли вместить всех желающих: у дверей образовалась самая натуральная, "нашенская" давка.

Имена гостей - участников фестиваля,

как видите, из числа самых-самых. Это в прежние времена за рубеж выезжали те из наших артистов, кого "выпускали", хотя часто именно "невыездные" и были лучшими. "Триумф" собрал в Париже действительно "звездную" команду: мы не назвали еще Табакова, Абдрашитова, Чурикову, Меньшикова... "Фигаро" отметил: "Все артисты "Триумфа" - это эквивалент лауреатам "Оскаров", - и без обиняков назвал их всех "великими".

У нас в руках - пачка статей и рецензий в парижской

прессе: "Монд", "Фигаро", "Экспресс", "Парископ", "Франссуар"... Ни одного не то что критического отклика - даже ни одного критического замечания!

А ведь мероприятия "Триумфа" конкурировали ни много ни мало с гастролями Чикагского симфонического оркестра с Даниэлем Баренбоймом, не говоря уже о ежевечерних представлениях в Гранд-Опера, в Опера Бастиль. Но вот что читаем о "Новой опере": "Эта труппа счастливо сочетает солидную оркестровую базу и лиричность,

смелость задумок и артистический героизм, энергию в исполнении малоизвестных в России произведений, таких, как "Мария Стюарт" . "Монд" назвала Колобова"взрывным и стремительным маэстро", а Нину Ананиашвили - "виртуозной, изысканной, удивительно выразительной". "Парископ" - ее же - "артистичной звездой с космополитичным вкусом". Все отметили молодого балетмейстера Алексея Ратманского (сегодня - солиста Датского королевского балета), "влившего новую

кровь в искусство Большого". О концертах ансамбля Игоря Моисеева пишет "Экспресс": "Юмор и совершенство танца неизменны у Моисеева. У него меньше танцев бывших республик СССР и больше - народов мира, это немного жаль, так как мы идем смотреть на лучших исполнителей русского фольклора, а не аплодировать неаполитанской тарантелле или греческому сиртаки..." (последний пассаж - пожалуй, единственная "критика" в адрес "Триумфа").

АНАНАСЫ В СЕЛЕДКЕ

ОТДЕЛЬНЫЙ разговор - о качестве "триумфальных" тусовок: и здесь "осетрины второй свежести" не наблюдалось. Либо - для французов - все было оригинальным, вроде селедочки с неким подобием черного хлеба или борща с кулебякой. Либо - для своих - родным до слез (натюрморт тот же), хотя рядом с селедкой порой красовались ананасы с клубникой.

А бывало, не красовалось ничего. Гастрономически-эмоциональные впечатления сформулировала на одном из таких фуршетов

вдова Андрея Синявского Мария Сергеевна Розанова: "Здесь много друзей, и это приятно. Здесь много водки и никакой закуски - и это символично. Я впервые на этом фестивале, и мне все любопытно, симпатично и немного забавно: вот сегодня Эрнст Неизвестный, которого я знаю 50 лет, стоял на открытии собственной выставки с лицом дорогого покойника и что-то вещал, а Андрюша Вознесенский - при нем как бы в почетном карауле..."

Еще один знак "Триумфа" - веселая

атмосфера искреннего дружества, ведь это еще и милый сердцу островок России посреди парижской весны...

Смотрите также: